Забастовочная активность россиян возросла в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщила в понедельник Федеральная служба государственной статистики (Росстат), в январе–мае 2008 года в России прошло восемь забастовок, тогда как за тот же период годом ранее была проведена только одна забастовка. Одновременно потери рабочего времени в человеко-днях за май составили 28,9 тыс. против 20,5 тыс. за весь прошлый год. Эксперты полагают, что у россиян достаточно много оснований для роста забастовочного движения.
Снижавшее активность все последние годы забастовочное движение в России вновь набирает обороты. Уже в марте в стране состоялись сразу три забастовки, в которых, по данным Росстата, приняли участие 1,9 тыс. человек. В ходе этих акций было потеряно 3,6 тыс. человеко-дней. Последующие два месяца также не обошлись без подобных акций. В апреле состоялись две забастовки, в которых участвовали 1,7 тыс. человек, не отработавшие 25,3 тыс. человеко-дней. В мае было организовано три забастовки с участием 1,8 тыс. человек, не отработавших 28,9 тыс. человеко-дней.
В целом забастовочная активность первых пяти месяцев уже перекрыла аналогичные показатели за весь 2007 год, когда было проведено семь забастовок, в которых участвовали 2,9 тыс. человек и не было отработано 20,5 тыс. человеко-дней.
Рост забастовочной активности налицо. При этом независимые эксперты не советуют доверять официальной статистике, которая учитывает лишь наиболее громкие и хорошо организованные акции, а остальные протесты относит к числу мероприятий другого уровня – от хулиганств до митингов. Реальной статистики по количеству забастовок у нас не существует, поскольку организовать забастовку довольно сложно. Многие забастовки не признаются таковыми властями и не отображаются статистикой, говорит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она напомнила, что, например, конфликт на уральской шахте «Красная шапочка» не был зарегистрирован властями как забастовка и с 13 по 19 апреля протекал в форме голодовки.
По словам Зубаревич, независимо от данных официальной статистики «медицинский факт состоит в том, что граждане России начинают более четко и резко обозначать свои трудовые права, поэтому нарастание напряженности в трудовых отношениях – это совершенно понятная перспектива для России в течение ближайших лет». Предпосылкой этого процесса является растущий разрыв в доходах между различными слоями занятых. «Разрыв в уровне зарплаты между синими воротничками – рабочими и даже не высшим, а средним менеджментом, не говоря уже о топ-менеджменте и собственниках, запределен. Одновременно количество занятых в экономике сокращается, что стимулирует объективное подорожание рабочей силы. Поэтому число забастовок будет неизбежно расти», – отмечает Зубаревич.
Ускорение инфляции и запаздывание реальных зарплат служит дополнительным стимулом для роста забастовочного движения, но пока трудно сказать, примет оно массовый характер или же останется примерно на достигнутом уровне, ограничившись наиболее проблемными регионами и отраслями, говорит эксперт Леонтьевского центра Татьяна Власова.
До сих пор забастовочного движения как такового в России не было, и можно сказать, что его рост – это новое явление в нашей социальной жизни, свидетельствующее о том, что ряд факторов и тенденций явно вынуждает россиян вести себя более активно, констатирует директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков. По его словам, проводимые центром исследования свидетельствуют о том, что российские граждане очень терпеливы и переходят к крайним формам протестного поведения только в редких случаях, когда терпеть уже больше нет сил. Сейчас такими факторами являются идущий уже год быстрый рост цен на продукты питания и резкое подорожание бензина. «Россияне не склонны выходить на улицы и кидать камни, а больше склонны к мягким формам протеста, таким как подписание петиций или писем, поэтому когда в конкретном месте происходят забастовки или выходы на улицу, значит, накопленный уровень недовольства действительно высок», – заключил аналитик.