Владимир Путин благосклонно отнесся к просьбам Зинаиды Гречаной.
Фото ИТАР-ТАСС
В пятницу в коридорах резиденции «Ново-Огарево» гуляли ароматы хорошей кухни и слышался характерный молдавский говор – премьер Владимир Путин принимал молдавскую коллегу Зинаиду Гречаную. Согласно протоколу высокие переговаривающиеся стороны обедали, говорили о российском газе, молдавском вине и помидорах, о перспективах двусторонних торгово-экономических отношений, а еще о политике – о проблемах урегулирования приднестровского конфликта. Расстались в общем довольные друг другом, достигнув прогресса по всем пунктам повестки дня.
Зинаида Гречаная приехала к Владимиру Путину сразу после трудных, но, как она сказала, плодотворных переговоров в «Газпроме». Из черного лимузина премьер выпорхнула в элегантном белом костюме, не дожидаясь, пока водитель обежит машину и распахнет перед ней дверь. Похоже, белый цвет прочно вошел в женскую политическую моду на просторах бывшего СССР. Ведь, как известно, белым одеждам отдает предпочтение и украинский премьер Юлия Тимошенко.
Поднявшись по ступенькам, Зинаида Гречаная исчезла за массивными дверями резиденции Путина. Формат встречи предполагал не только переговоры премьеров тет-а-тет и общение делегаций в расширенном составе, но и рабочий обед, который должен был стать логическим продолжением диалога. В связи с этим по коридорам, приемным и кабинетам Ново-Огарева распространились соблазнительные запахи дорогого ресторана, возбуждая у оголодавших присутствующих вкусовые галлюцинации.
Вкусная и здоровая пища в некоторых случаях как ничто другое подвигает политиков к поиску конструктивных решений и компромиссов. К тому же рабочий обед предполагает поднятие бокалов с шампанским и произнесение тостов. И не только за здравие, но и за торжество здравого смысла в политике и экономике. В новейшей истории отношений Москвы и Кишинева было всякое, и только недавно все вроде бы наладилось, за что не грех было бы выпить. Хотя бы за рекордные показатели взаимной торговли, превысившие в прошлом году 1 млрд. долл.
Однако если бокалы в пятницу и поднимались в Ново-Огареве, то уж точно в них было не молдавское шампанское. Для Зинаиды Гречаной – лишний повод взгрустнуть. Уж ей-то доподлинно известно, что, несмотря на благополучное разрешение в конце 2007 года конфликта вокруг поставок продукции молдавских виноделов в Россию, восстановить позиции на российском рынке молдавскому вину и шампанскому не удалось. Более того, участники российского алкогольного рынка с уверенностью заявили «НГ», что молдаване потеряли наш рынок окончательно. В декабре прошлого года эксперты называли возможные объемы продаж молдавского вина – не более 10–15% от прежнего уровня. Высокопоставленный источник в Белом доме подтвердил «НГ», что прогноз полугодичной давности оказался точен: именно в таком количестве и приобретает сегодня российский потребитель винодельческую продукцию из Молдавии.
На итоговой пресс-конференции Путин в этом вопросе проявил себя истинным джентльменом, выразившись в том духе, что это в прошлом в наших торгово-экономических отношениях были «определенные проблемы, в том числе с поставками вина». Но теперь, уверен российский премьер, у Кишинева есть реальная возможность расширить поставки как своих вин, так и плодоовощной продукции. По цене и качеству, подчеркнул Путин, молдавская продукция «вполне соответствует международным нормам».
Растроганная Зинаида Гречаная рассыпалась в благодарностях и надавила на газ. По ее словам, встреча в «Газпроме» была хорошей. Поставки российского газа в объеме примерно 3 млрд. кубометров подтверждены. Правда, цена на него вырастет. Созданное доброй волей молдавского правительства и руководством «Газпрома» СП «Молдовогаз» будет работать на благо двух стран. «Мы намерены получать газ от прямого поставщика, без посредников», – в приступе лояльности заявила молдаванка. Добрых слов от нее удостоился глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко – как сопредседатель российско-молдавской межправкомиссии. «Я бы просила оставить прежнего сопредседателя», – убедительно попросила Зинаида Гречаная Путина. И услышала желанный ответ: «Так и сделаем».
Тут хватились Фурсенко, стали звать, чтобы не откладывая в долгий ящик поздравить с переназначением. Министру пришлось продираться к ожидавшим его премьерам сквозь плотный строй журналистов. Пробился. Удостоился рукопожатий с той и с другой стороны. И пошел вниз, вслед за Зинаидой Гречаной, чтобы на крыльце поучаствовать в групповой фотосессии. На память об успешных переговорах сфотографировались все, кроме Путина. Российский премьер в этот момент уже общался с топ-менеджерами Дойче банка, привычно перейдя с молдавской экономической тематики на немецкую банковскую.