Специалисты Минздравсоцразвития готовят серьезные нововведения для работников бюджетной сферы. С 1 января 2009 года зарплату им будут начислять не по Единой тарифной сетке (ЕТС), а с учетом сферы их деятельности, а также уровня отдачи. Эксперты видят в планирующихся нововведениях как положительные, так и отрицательные моменты.
Новую концепцию зарплаты бюджетников обсудили в среду в Москве на закрытой коллегии Минздравсоцразвития. Она предусматривает отказ от применяемой сейчас Единой тарифной сетки (ЕТС) и переход на дифференцированную оплату в зависимости от сферы деятельности и производительности труда. Новация, по замыслу властей, должна приблизить оплату труда бюджетников к зарплатам в коммерческих организациях.
Ранее на заседании президиума правительства глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявляла, что новая система зарплат будет утверждена к 1 ноября.
По словам гендиректора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, причина изменения системы оплаты труда бюджетников кроется в том, что у государства появились свободные деньги. «Повышать заработную плату необходимо, но в данном случае это может привести к увеличению роста инфляции за счет растранжиривания доходов», – считает эксперт. При этом, по его словам, на внедрение новой системы оплаты труда потребуется не менее 5 лет. Именно поэтому ожидать положительных результатов и повышения эффективности работы чиновников и служащих в ближайшее время не стоит.
«Чиновники решают для себя вопрос зарплаты сами, определяя, сколько себе надо платить. В то же время есть целые группы бюджетников – учителя, врачи, а также чиновники, – работающих в госкорпорациях. Их необходимо выделить в отдельные категории, и для оценки их труда применять отдельные принципы, отличные от оценок стоимости труда госаппарата», – отметил Микаелян. Однако, по мнению эксперта, эффективные принципы привязки зарплаты к результатам труда скорее всего внедрить не удастся.
По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игоря Полякова, «ЕТС отчасти напоминала ту систему с ее чинами и званиями, которая существовала в императорской России. Это был грубый инструмент, который в недавних стесненных финансовых условиях позволил оставить хоть какие-то кадры в бюджетной сфере, хотя уже тогда было ясно, что спор между бюджетным сектором и рынком будет решен в пользу последнего». По его словам, новая система предполагает расширение полномочий руководителей бюджетных организаций, которые в отсутствие жесткой тарифной сетки и нормативного утверждения штатного расписания смогут самостоятельно перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников.
«В идеале зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровня образования и подготовленности конкретного работника, – говорит Поляков. – Как ожидается, для каждой группы будет установлен утверждаемый правительством базовый оклад. Все остальное будут регулировать два вида коэффициентов: компенсационные и стимулирующие.
Предполагается, что большую свободу при переходе на новые принципы оплаты труда получат и регионы. «Концепция по-прежнему упирается в неравномерность развития различных регионов страны. Понятно, что есть регионы-лидеры и те регионы, которые развивались последние 15 лет недостаточными темпами и где зарплаты и пенсии весьма низки, что значительно сдерживает развитие этих субъектов», – заявил Поляков. В то же время эксперт подчеркнул, что успешность предполагаемых шагов будет в значительной степени зависеть от качества их реализации.