С начала этой недели на автозаправочных станциях Иркутской области резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. На отдельных АЗС разница между «вчера» и «сегодня» составляет более шести рублей. За литр популярного Аи-92 на ряде заправок просят 30 и более рублей, в иных местах водителей встречают замотанные шланги или отпуск в один бак не более 20 литров. В очередях у «дешевых» заправок то и дело возникают перепалки и разборки. Врио губернатора Иркутской области Игорь Есиповский вынужден был в этой связи провести экстренное совещание.
Нервную реакцию водителей, грозящую выйти из-под контроля, понять можно. С начала короткого лета в области в отличие от других сибирских регионов цены на топливо менялись уже несколько раз. В минувший понедельник они и вовсе добили водителей – на АЗС «Крайснефти» и «ОМНИ» самый ходовой бензин Аи-92 предлагали за 30 и более рублей за литр, а за высокооктановый 98-й почти за 40 руб. Кроме того, здесь ввели ограничения по отпуску бензина в одни руки. Дефицит топлива и космический взлет его стоимости владельцы розничных сетей объяснили поломками на Ангарском нефтехимическом комбинате (АНХК), принадлежащем «Роснефти».
После некоторой паузы, впрочем, владельцы комбината признались, что на АНХК проводится ремонт оборудования. В то же время было заявлено, что на заправках компании сохраняются прежние цены, разве что несколько снизились поставки бензина. Вечером в среду в напряженную ситуацию вмешался врио губернатора Иркутской области Игорь Есиповский. Он провел экстренное совещание, а вчера утром вылетел в Москву, где провел ряд консультаций с представителями федеральных властей и руководством «Роснефти».
Как сообщил заместитель главы администрации области Владимир Пашков, увеличение цен на бензин отдельными автозаправочными станциями было вызвано внеплановой остановкой части технологического оборудования на АНХК. Справиться с проблемой самостоятельно руководство компании не сумело, а потому потребовалось участие областных властей. Глава региона, по словам Владимира Пашкова, провел телефонные переговоры с президентом «Роснефти» Сергеем Богданчиковым, который заверил, что подобные события в будущем будут исключены. Кроме того, отметил Владимир Пашков, руководство пообещало на своих АЗС не поднимать цены на топливо и не ограничивать его отпуск. Но как долго будет продолжаться подобная стабилизация, признался чиновник, сказать трудно.
Бензиновой лихорадкой намерены заняться и депутаты Законодательного собрания. На июньской сессии, как заявил вице-спикер областного парламента Геннадий Истомин, предстоит обсудить вопрос, почему в Прибайкалье в 2008 году постоянно повышаются цены на ГСМ, хотя в других российских регионах, где нет нефтеперерабатывающих заводов, стоимость того же бензина гораздо ниже. Свое веское слово должно сказать и региональное управление Федеральной антимонопольной службы, которое несколько недель назад возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении «Роснефти».
Между тем местные эксперты полагают, что топливный бизнес избрал Иркутскую область в качестве полигона, на котором обкатываются схемы и технологии повышения цен на ГСМ. В других регионах запросы владельцев «краников» и «пистолетов» гораздо скромнее.
Иркутск