Второй за этот месяц раунд переговоров между «Газпромом» и Туркменистаном относительно определения формулы, на основании которой будет определяться долгосрочная цена центральноазиатского газа, а также базовая цена, которая начнет действовать с 1 января 2009 года, не принес ощутимых результатов.
Как скупо сообщило туркменское телевидение, в рамках прошедшей во вторник встречи представителей российского холдинга во главе с зампредом правления Валерием Голубевым «стороны согласовали совместные планы на ближайшую перспективу, обсудили параметры и возможные направления стратегического партнерства». В самом «Газпроме» отмечают, что переговорный процесс продолжается, но сроки его завершения пока неизвестны. Эксперты же считают, что подписание соглашения может затянуться до конца текущего или даже до начала следующего года, и в этом случае «Газпром» столкнется с целым рядом новых проблем, главная из которых – Украина и надежность поставок в Европу.
Напомним, что визиту Голубева предшествовала поездка в Ашхабад 3 июня главы «Газпрома» Алексея Миллера, окончившаяся безрезультатно. Достаточно заметить, что руководителя российского газового монополиста не принял президент Гурбангулы Бердымухамедов, который решает газовые вопросы страны практически единолично. Подробности и результаты ашхабадской встречи Валерия Голубева с туркменскими коллегами в «Газпроме» не раскрывают, отмечая, что «переговорный процесс пока не завершен». При этом вопрос о сроках его завершения также пока остается без ответа. Между тем постоянные отсрочки заключения соглашения, в котором были бы отражены как новая цена на будущий год, учитывая решение о переходе Туркменистана, Узбекистана и Казахстана с 1 января 2009 года на среднеевропейские цены газовых поставок, так и объемы туркменского газа, поставляемого в Россию, становятся для «Газпрома» все более угрожающими.
Большинство экспертов уверены в том, что разговор с Туркменистаном будет крайне сложным, а сам переговорный процесс может затянуться как минимум до конца этого года. Последствия такого развития событий будут для «Газпрома» самыми плачевными, поскольку без достижения конкретного соглашения о новой цене и объемах туркменского газа холдинг не сможет выставить свою цену для Украины. Между тем с Киевом надо определяться как можно быстрее – на обещания двукратного увеличения цен с нового года Украина уже грозит ответными мерами. А при отсутствии соглашения очередной газовый конфликт с несанкционированным отбором газа и перекрытием вентилей будет практически неизбежным, что снова обострит в Европе вопрос о поиске более надежных, чем «Газпром», альтернативных поставщиков.
«Переговоры с Ашхабадом могут продлиться до конца года и даже перейти в начало следующего, – считает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Сейчас сложно делать прогнозы относительно того, к каким конкретным последствиям все это может привести, – Украина тоже, образно выражаясь, точит ножи. Договор о новой цене для нее невозможно отделить от договора с Туркменистаном, который зафиксировал бы базовую стоимость топлива, поэтому эти проблемы должны решаться в комплексе. А если такие документы не будут подписаны до конца года, то предположения о том, как могут дальше развернуться события, можно строить самые разные. Например, Киев продолжит платить по действующей цене в 179,5 доллара за тысячу кубометров, что вызовет протесты «Газпрома» и требования оплатить разницу от новой цены, которая с 1 января в любом случае значительно вырастет. Но и на резкое повышение Украина пойти не сможет, и в этом случае очередная газовая война обеспечена».
При этом позиции российского холдинга на переговорах не являются достаточно сильными, даже несмотря на газопровод Средняя Азия–Центр, который проходит по российской территории и все еще остается ключевым для Туркменистана. Сейчас время работает в пользу Ашхабада, который может торговаться до последнего момента. «Ситуация достаточно сложная – Туркменистан хочет диверсифицировать свои поставки и довольно активно действует в этом направлении, щедро раздавая авансы и проявляя неуступчивость в переговорах с российским монополистом, – отмечает старший аналитик по нефтегазовому сектору компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. – Ключевой вопрос, решить который «Газпрому» будет очень непросто, – конкретная цена. Обещая перейти на среднеевропейский уровень, он лишается возможности поставлять центральноазиатский газ в Россию, где это топливо пока дешевле. Однако и переход на полностью рыночные цены ему неинтересен, так как он не сможет зарабатывать на перепродаже газа, а поэтому попытается добиться максимально возможной для себя скидки. Наконец, для сохранения собственного контроля на пространствах Центральной Азии ему необходимо отбить конкурентов в лице Китая, Индии или, что более важно, Европы».