Проект стратегии развития железнодорожной отрасли России готов к внесению в правительство. Глава РЖД Владимир Якунин вчера доложил премьеру Владимиру Путину последний вариант этого документа. Естественная монополия готова выполнить поставленные задачи, стать холдингом, однако просит защиты у правительства от произвола частных монополий, бесконтрольно взвинчивающих цены на свою продукцию.
Вчера в центре Москвы опять перекрывали движение на улицах и эвакуировали припаркованные машины – верный признак того, что кто-то из первых лиц государства «пошел в народ». Учитывая любовь президента и премьера ко всякого рода выездным мероприятиям, соответствующим структурам неплохо было бы заблаговременно размещать в интернете предупреждения о том, какие столичные магистрали и в какое время будут перекрыты, какие альтернативные маршруты лучше выбирать автомобилистам и где вообще хорошо бы не парковаться, чтобы избежать нервного потрясения, не обнаружив оставленное авто на привычном месте.
Во вторник, 17 июня, ни в коем случае не следовало оставлять автомобиль даже в разрешенном для парковки месте в начале Каланчевской улицы. Здесь, в Информационном центре РЖД, премьер Владимир Путин слушал доклад главы компании Владимира Якунина о долгосрочных перспективах развития железнодорожного транспорта России, встречался с ветеранами отрасли и, по установившейся традиции, пил чай с рабочими. Как признался «НГ» вице-президент РЖД Борис Лапидус, приезд премьера был использован для презентации последнего варианта проекта стратегии развития железнодорожного транспорта, рассчитанной на период до 2030 года. Впервые документ представили осенью прошлого года. Цели и задачи, этапы реформирования, запрашиваемые объемы финансирования на уровне 13,7 трлн. руб., 20% из которых будут бюджетные средства, остались неизменными.
Зато уточнены источники господдержки. «Минфин ложился костьми, когда ответственность государства в первоначальном варианте была сформулирована в форме бюджетного финансирования», – пояснил Лапидус. Для того чтобы снять возражения Минфина, пришлось предложить другие источники бюджетного финансирования – за счет тарифов, предоставления госгарантий и т.п.
Пока вице-президент РЖД удовлетворял информационный голод представителей СМИ, Якунин живописал Путину безусловно светлое будущее компании, а значит, и всей российской экономики. На каждый инвестированный рубль он обещал три рубля прибыли и гарантировал снижение в 1,9 раза транспортной емкости ВВП. Правда, только к 2030 году и если правительство поможет железнодорожникам найти управу на злодеев-монополистов из числа металлургических компаний, безбожно заламывающих цены на металлопродукцию. Металлурги-де создали настоящие олигополии, а железнодорожникам, тарифы на услуги которых регулируются государством, чтобы компенсировать растущие издержки, сегодня противопоставить им нечего.
В ораторском порыве Якунин ошибочно назвал РЖД «ведомством», но тут же поправился – речь все-таки идет о госкомпании, которая в конечном счете трансформируется в холдинг с самостоятельными предприятиями по видам деятельности. Премьер сочувственно кивал в ответ. Однако в ряды лоббистов РЖД записываться не спешил. Более того, Путин поймал Якунина на противоречии, когда тот с гордостью сообщил, что РЖД удается выживать в суровых условиях рынка почти исключительно благодаря монополизму. Тот споткнулся на этом вопросе. На помощь пришел оказавшийся поблизости вице-премьер Сергей Иванов. Он заверил Путина, что в случае с РЖД о монополизме следует говорить со знаком плюс. Это – благо для компании, для государства и для потребителей.
Говорить программные речи премьер вчера был явно не расположен. Зато старательно работал на прием и анализ информации. И, как выясняется, не зря. Итогом общения с железнодорожниками стало подписание стратегии развития отрасли.