Низкие показатели эффективности размещения средств Фонда национального благосостояния и прочих госрезервов оказались в центре внимания прошедшего вчера совещания президента Дмитрия Медведева с членами экономического блока правительства. Глава государства потребовал расширить количество инструментов для инвестирования Фонда национального благосостояния за счет иностранных и российских корпоративных ценных бумаг. Эксперты согласны с тем, что бюджетные средства, размещенные в фонде, должны работать более эффективно, однако указывают на недостаток названных инструментов: надежные западные государственные бумаги особых доходов не приносят, а российские пока зачастую слишком рискованные.
«У нас есть набор инструментов, в которые этот фонд может помещаться, но есть необходимость подумать о расширении возможностей инвестирования его средств в различные инструменты, включая акции и облигации, то есть корпоративные бумаги различных эмитентов – и заграничных, и российских», – пояснил президент. Он напомнил, что в соответствии с Бюджетным кодексом Фонд нацблагосостояния предназначен для софинансирования пенсий и поддержки пенсионной системы в целом, поэтому надежность – это главное, что необходимо обеспечить при размещении находящихся в нем денег.
В этой связи Медведев поручил правительству создать специальную финансовую структуру для управления средствами фонда, к тому же, по его словам, у Минфина уже есть предложения на этот счет. Все необходимые формальности президент поручил рассмотреть и утвердить к 1 октября текущего года.
Напомним, что бывший Стабилизационный фонд, в котором аккумулировались средства от нефтегазовых доходов, с 30 января этого года был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Первый формируется для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть, а второй – для решения проблем пенсионного обеспечения. Средства фондов размещаются в активы, номинированные в иностранной валюте: 45% средств в обоих фондах вкладывается в американские доллары и евро, оставшиеся 10% – в английские фунты стерлингов.
Пока что страна несет от размещения госрезервов многомиллиардные убытки, что связано с низкой доходностью и негативной курсовой динамикой инструментов, в которые они вложены. По данным Минфина, к 1 мая объем Фонда национального благосостояния составил 773,8 млрд. руб., или около 32,7 млрд. долл. Это на 200 млн. руб. больше, чем было месяцем ранее. В то же время из-за продолжающегося падения доллара размещенные в долларовых активах средства фонда привели к его «похудению» за период с 30 января по 30 апреля почти на 9 млрд. руб.
По мнению экспертов, проблема эффективного размещения бюджетных средств назрела давно. «Здесь важно найти наиболее эффективное сочетание между бумагами надежными и высоколиквидными, которые в то же время являются и наименее доходными, с более рискованными, но и выгодными, – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Наверное, есть смысл вкладываться и в инфраструктурные проекты внутри страны, о чем недавно говорил и премьер-министр Владимир Путин, но таковых у нас пока очень мало. То же Минэкономразвития постоянно жалуется на то, что желающих получить бюджетные средства предостаточно, но детально просчитанных и обоснованных проектов маловато».
С другой стороны, как считает руководитель аналитического управления ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев, доходность средств Фонда нацблагосостояния, может быть, и не стоит повышать, поскольку сам проект не спекулятивный, а долгосрочный, и главное в нем – сохранение средств. «Хотя можно было бы часть средств разместить и в высокодоходные, но рискованные бумаги, – считает аналитик. – Лишь бы пропорция таких проектов была разумной». По мнению эксперта, список инструментов для вложения бюджетных денег практически безграничен. «Но здесь следует внимательно относиться к надежности: если речь идет об иностранных компаниях, необходимо, чтобы их рейтинг был не ниже ААА, а в случае с российскими рейтинг надежности должен быть не ниже государственного. Например, как у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) или Федеральной сетевой компании (ФСК)».