0
1384
Газета Экономика Интернет-версия

17.06.2008 00:00:00

Топливу прописали новые пошлины

Тэги: топливо, пошлины


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает стабилизировать внутренний рынок топлива путем более частого пересмотра пошлин на экспорт нефтепродуктов. Вчера глава управления ФАС по контролю в нефтегазовом секторе Александр Пироженко заявил, что ставка экспортной пошлины может меняться не раз в два месяца, а каждую неделю и даже каждый день. Эксперты считают, что нефтяники скорее всего застрахуются от роста пошлин увеличением цен на бензин и дизтопливо.

Пироженко пояснил, что антимонопольная служба предлагает установить скользящую пошлину на экспорт нефтепродуктов, чтобы повысить стабильность внутреннего рынка.

«Правительство дало поручение нам вместе с Минфином и Минэкономразвития проработать возможность изменения пошлины», – сказал Пироженко. По его словам, ставка экспортной пошлины может меняться не раз в два месяца, как сейчас, а каждую неделю и даже, возможно, каждый день.

«Цены на мировом рынке изменяются каждый день. Они известны. Конечно, для реализации этого предложения необходимо подготовить изменения в законодательство. Детали технической реализации этого предложения мы пока не обсуждали», – говорит Пироженко. По мнению чиновника, Минфин не должен возражать против этой меры, так как бюджет только выигрывает от применения скользящей пошлины. Сейчас из-за временного лага в два месяца экспортеры нефтепродуктов фактически недоплачивают в бюджет, поскольку ставка пошлины, по оценке ФАС, отстает от текущих цен на 15–18%.

Однако антимонопольное ведомство волнует не столько наполнение казны, сколько дестабилизация внутреннего рынка из-за большого временного разрыва между периодом мониторинга и датой официального установления пошлины. «Возникают ситуации локального дефицита и манипулятивного роста оптовых цен на нефтепродукты – нефтяные компании в ожидании повышения пошлины резко увеличивают экспортные поставки, осушая внутренний рынок», – отметил представитель ФАС. Такие ситуации наблюдались весной этого и осенью прошлого года, напомнил Пироженко.

Заметим, что введение скользящих пошлин ранее обосновывалось только интересами бюджета, а в качестве стабилизатора внутреннего рынка скользящие пошлины предполагается использовать впервые. При этом многие эксперты «НГ» сомневаются в эффективности скользящих пошлин и ставят под сомнение аргументы об «осушении внутреннего рынка». «Никаких признаков общего дефицита нефтепродуктов в России нет. Из-за ремонта НПЗ или колебаний спроса возможен временный локальный дефицит, который, впрочем, может в короткое время компенсироваться перетоками топлива из соседних регионов», – считает аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева.

«Экспортные пошлины весьма косвенно влияют на баланс спроса и предложения нефтепродуктов внутри страны. Более значимыми факторами являются мировые цены на нефть и рост цен на дизельное топливо в Европе», – отмечает вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, никакого осушения рынка или дефицита топлива в стране нет. Тенденция роста внутренних цен на топливо, по словам Аркуши, формируется под влиянием высоких мировых цен, а также стремлением нефтяных компаний обеспечить равную доходность при поставках на внутренний рынок или на экспорт. В свою очередь, глава аналитического отдела компании «Баррель» Сергей Юров отмечает весьма ограниченные возможности для экспорта российского бензина из-за его невысокого качества.

В настоящее время вывозные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты пересматриваются правительством раз в два месяца по специальной формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть. С 1 июня ставка пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов составляет 280,5 долл. за тонну, на темные нефтепродукты – 151,1 долл. за тонну.

«Вряд ли скользящая экспортная пошлина существенно повлияет на динамику внутренних цен на топливо. Взаимосвязь между пошлинами и ценами на внутреннем рынке в последние годы не столь явная, и экспортная политика в любом случае окажется для нефтяников более привлекательной», – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. По ее словам, пересмотр пошлин раз в два месяца не всегда соответствует текущей ценовой конъюнктуре. «Однако пересмотр раз в день выглядит избыточной мерой, к тому же это довольно трудно технически и повлечет за собой массу бюрократических сложностей», – отмечает Касьянова. При этом многие эксперты считают, что еженедельный или даже ежедневный пересмотр экспортных пошлин скорее негативно скажется на рынке, поскольку внесет существенную неопределенность в работу нефтяных компаний. Кроме того, ручное регулирование пошлин может создать почву для злоупотреблений. Весьма вероятно, что неопределенность заставит нефтяников страховаться от возможных потерь и тем самым заранее повышать цены на топливо.

Между тем бензин продолжает стремительно дорожать. За неделю с 2 по 9 июня, по данным Росстата, его цена в среднем по стране выросла на 1,5%, а дизельное топливо подорожало на 3%. В целом же за январь–май цены на бензин выросли на 11,3%, в то время как за весь предыдущий год их рост не превысил инфляции и составил 8,5%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года бензин в мае в России был дороже на 20,5%, а инфляция в годовом исчислении составила 15,1%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
501
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4793
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2576
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6059

Другие новости