Российским чиновникам необходимо законодательно запретить получать подарки. С такой инициативой выступил на прошлой неделе Следственный комитет при прокуратуре (СКП), представители которого предлагают отметить норму гражданского законодательства, разрешающую чиновникам брать недорогие подарки и трактовать как взятку любое получение денег чиновниками. Эксперты сдержанно оценивают данное предложение карательных органов, отмечая, что практика прямых запретов является необходимым, но не самым эффективным средством борьбы с коррупцией.
В СКП уверены, что действующее законодательство о подарках чиновникам содержит серьезные противоречия.
С одной стороны, Гражданский кодекс разрешает госслужащим и работникам муниципальных образований получать в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей подарки стоимостью не более 5 МРОТ, или 11,5 тыс. руб. В то же время Уголовный кодекс расценивает как взятку «любое получение денег или иного имущества чиновниками в связи с исполнением их должностных обязанностей»,═сообщает Интерфакс со ссылкой на представителя ведомства. В СКП считают нужным разрешить эту правовую коллизию путем полного запрета для чиновников принимать любые подарки.
«В правоприменительной практике, в том числе при расследовании преступлений коррупционной направленности, возникают проблемы, связанные с трактовкой таких понятий, как «интересы службы», «иная личная заинтересованность», «существенное нарушение прав и законных интересов граждан», доказывание которых является обязательным», – подчеркнул представитель ведомства, указав также, что отсутствие в законодательстве таких понятий, как «коррупция» и «коррупционное преступление», не способствует эффективной борьбе с мздоимством и не позволяет объективно оценить состояние и уровень коррупционной преступности, официальные данные о которой, как считают в СКП, в 2000 раз ниже реального состояния преступности в этой сфере.
«Удельный вес взяточничества в общей структуре преступности колеблется в пределах полпроцента. При этом количество лиц, дающих взятки, выявляется в 2–2,5 раза больше, чем берущих, и это прежде всего свидетельствует о довольно высокой латентности коррупционных преступлений», – заявил представитель ведомства. По данным СКП, в последние два года в среднем выявляется 6,5–6,8 тыс. случаев взяточничества, тогда как «реальные показатели должны быть значительно выше», заметил чиновник, сославшись на оценки экспертов, согласно которым доходы российских чиновников-коррупционеров достигают одной трети национального бюджета страны, а на взятки госслужащим предприниматели ежегодно тратят около 33 млрд. долл.
В пресс-службе Следственного комитета при МВД вчера воздержались от комментариев по поводу инициативы коллег из СКП.
Намерения понятны, но предложение СКП – это скорее всего из разряда самых простых решений, которые приходят в голову, но, к сожалению, они никогда не решают проблемы, в свою очередь, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Что касается подарков, то их можно получить и в любой, не фиксированной непосредственно МРОТами форме. В частности, можно ли чиновника приглашать в ресторан? А если он пришел к предпринимателю на юбилей и выпил дорогое вино, то декларировать это или нет?» – риторически спросил Александр Шохин. «Когда идут в гости и покупают подарок, то исходят не из МРОТа, а из других соображений, например, из того, чем можно порадовать хозяина. «Вопрос и в том, что не все вещи поддаются оценке, а все дарящие подарки стирают ценники. Соответственно можно ввести норму, что если чиновнику даришь подарок, то должен прилагаться ценник и кассовый чек», – предположил президент РСПП, хотя декларирование любых подарков, превышающих определенную сумму, является, на его взгляд, «целесообразной мерой», существует опасность, что при модификации законодательства «можно дойти до гипотетически понятных конструкций, которые будут не реализуемы на практике».
Главное – это не прямые запреты, а, что более существенно, декларирование конфликта интересов, считает Шохин. «Можно не получать подарки, но принимать решения в ситуации, когда у того или иного лица, принимающего решения, есть конфликт интересов, то есть заинтересованность в предоставлении тех или иных преференций конкретной компании или структуре», – сказал президент РСПП, подчеркнув, что с точки зрения борьбы с коррупцией гораздо важнее разработка такой технологии постоянного декларирования возможных конфликтов по сделкам, которые находятся в ведении властей.
Это нормальная инициатива, которую можно поддержать, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Однако более существенным, по его мнению, является сокращение самого объема полномочий чиновников с целью недопущения возникновения самих коррупциогенных ситуаций. «Стратегически более важно, чтобы были сокращены функции государства, а объем полномочий чиновников пересмотрен в сторону уменьшения, так как понятно, что чем он больше, тем больше им несут подарки», – сказал эксперт, отметив, что основным средством борьбы с коррупцией является уход государства из тех сфер, где его присутствие является излишним.