Вчера в Ново-Огареве премьер Владимир Путин принял нового генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова. Обсуждались перспективы создания Таможенного союза и Единого экономического пространства, основой которых станут Россия, Казахстан и Белоруссия. Решение этой задачи, затянувшееся на долгие годы, кажется, выходит на финишную прямую.
Журналисты попали в кабинет Путина за несколько минут до начала встречи с генсеком Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). Премьер искоса глянул на входящих, но не прервал рабочий процесс. Он визировал готовые к подписи документы. По правую руку от него на столе лежало десятка два разноцветных папок – синие, розовые, голубые и зеленые. Надо полагать, эта цветовая гамма избрана для лучшей ориентации и премьера, и аппарата в бумажных джунглях. В тот момент, когда синие папки кончились, Путину пришлось прерваться, чтобы поприветствовать гостя.
Представитель Казахстана Таир Мансуров несколько месяцев назад стал генсеком ЕврАзЭС, сменив на этом посту россиянина Григория Рапоту. На заседании межгосударственного совета организации нового генсека ЕврАзЭС представлял коллегам не кто-нибудь, а сам Путин. «Это человек с большим опытом, его хорошо знают в России, он восемь лет был послом Казахстана в России», – сказал тогда Путин.
Однако с той поры у него личных встреч с Мансуровым не было, и это дало основание заявить вчера, что он впервые видит Мансурова в новом качестве. Генсека ЕврАзЭС привела в Ново-Огарево не только формальная вежливость. Путин ждал доклада о том, насколько успешно решаются две главные задачи – как создается Таможенный союз и формируются предпосылки для образования Единого экономического пространства (ЕЭП) в границах России, Казахстана и Белоруссии. Причем ЕврАзЭС в понимании Путина «наиболее эффективно функционирующее объединение на постсоветском пространстве».
Мансуров приложил максимум усилий, чтобы подкрепить эту высокую оценку. «Интеграционная комиссия, – заверил он, – заседает ежемесячно». Цели Москвы, Астаны и Минска при этом ясны – единая таможенная территория, единая таможенно-тарифная политика. На рубеже 2009–2010 годов, по мнению Мансурова, «Таможенный союз абсолютно просматривается», а там рукой подать и до Единого экономического пространства (ЕЭП). Все будет реализовано по стандартам Евросоюза. Главное, подчеркнул Мансуров, обеспечить эффективное развитие и экономическую составляющую всех органов и структур ЕврАзЭС. На этой патетической ноте журналистам указали на дверь, и дальнейшее общение Путина и Мансурова прошло в закрытом режиме. Хотя и было не столь уж продолжительным. На столе премьерских автографов ждали документы, а в приемной скапливались вице-премьеры и министры, вызванные в Ново-Огарево на совещание по проблемам гособоронзаказа.
Открывая обсуждение гособоронзаказа на 2009–2011 годы, Путин подчеркнул, что цена на такие контракты «должна быть стабильной». «Ясно, что цена таких контрактов должна быть стабильной. Мы понимаем, что есть проблемы, связанные с инфляцией. Но никакой анархии быть не должно», – заявил премьер. При этом Путин в очередной раз поставил задачу «переходить от закупок отдельных видов вооружений, отдельных образцов к серийным поставкам в войска новой военной техники».