Председатель Высшего арбитражного суда России (ВАС) Антон Иванов предложил вчера повысить зарплату судьям до 180–200 тыс. руб. в месяц. Именно такие доходы позволят судьям покупать недвижимость. И сделают для них работу в судебной системе привлекательной. Новый принцип формирования зарплат чиновников – на основе ставок по ипотеке и текущих цен на недвижимость – вызывает возражение экспертов.
Как заявил глава ВАС Антон Иванов на семинаре-совещании председателей Советов судей субъектов Федерации, доход судей должен составлять 180–200 тыс. руб., так как именно такой суммы должно хватить на покупку квартиры по ипотеке. «Если мы хотим иметь лучшие кадры, то и должны хорошо платить», – заявил Иванов, отметив, что высококвалифицированные профессиональные юристы не идут на должности судей из-за предлагаемой низкой зарплаты.
«Зарплата чиновников должна быть достойной, но она должна корреспондировать со средней зарплатой по стране, хотя и быть повыше, учитывая ответственность, особые условия и так далее, – считает научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – У нас сейчас средняя зарплата где-то 15–19 тысяч рублей в месяц, и из этого и надо исходить. 25–30 тысяч – это, наверное, сегодня тот максимум, который общество приняло бы и поняло».
«Попытки повысить официальную зарплату чиновников случаются регулярно, но безуспешно, так как чиновникам гораздо выгоднее получать различные виды материальной помощи», – отмечает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, высокая зарплата в ведомстве в сегодняшней России является результатом его политического влияния и лоббизма руководителя, а низкая – ненужности или коррупционности, по принципу «Волка ноги кормят». При этом попытка внедрить оплату по результату провалилась, и о ней в последнее время не вспоминают. «Необходимо другое качество управления, четкие и понятные критерии эффективности работы чиновников, но этого сейчас нет», – соглашается Гонтмахер.
«Распределение федеральных органов госуправления по средним зарплатам – причудливое сочетание реальной влиятельности тех или иных структур и случайных лоббистских возможностей их руководителей», – отмечает Делягин. По его словам, максимальную среднюю зарплату в начале года получали сотрудники Центризбиркома – 78,3 тыс. руб. (228 чел.), что, естественно, учитывало их специфическую роль. «Заявления его представителей о том, что эти доходы включают-де две премии – за парламентские и президентские выборы, – непонятны, так как Росстат публикует данные о зарплатах, а не о премиях», – заявил экономист.
На втором месте по уровню доходов до реорганизации правительства стояла отнюдь не администрация президента, а Госкоммолодежи, за что его, вероятно, и ликвидировали, включив в состав более значимого комитета. Зато на третьем месте вполне закономерно расположилась администрация президента – 66,9 тыс. руб. (1473 чел.). Далее места распределились следующим образом: Счетная палата – 62 тыс. руб. (1088 чел.), аппарат правительства – 59,4 тыс. руб. (1036 чел.), Управление делами президента – 57,7 тыс. руб. (486 чел.), Конституционный суд – 54,7 тыс. руб. (248 чел.), Агентство по обустройству госграницы – 51,4 тыс. руб., Агентство по управлению особыми экономическими зонами – 49,1 тыс. руб., Верховный суд – 48,4 тыс. руб. (638 чел.), и Совет Федерации – 46,3 тыс. руб. (1148 чел.).
По словам Делягина, приведенные данные скорее всего не включают социальные выплаты, доплаты за секретность, стаж работы и т.п. При этом известно, что именно эта часть, как правило, составляет наиболее лакомые куски дохода чиновников, одновременно являясь инструментом по поддержанию лояльности. Так, министры правительства получали в уже далеком 2006 году ежемесячный доход от 150 тыс. руб. «Другое дело, что эти надбавки, например за секретность, зачастую распространяются на тех людей, которые того не заслуживают. Плюс чиновники имеют дополнительные возможности, например почти бесплатный отдых, которые публично никто не оценивает», – поясняет экономист. Однако даже анализ распределения зарплат по ведомствам демонстрирует, что наибольшая величина в тех из них, где чиновники, как, например, в Центризбиркоме, выполняют специфический вид услуг – обслуживают других чиновников. А наименьшая – в надзорных службах, которых, похоже, вынуждают кормить себя самим. При этом ряд низкооплачиваемых организаций – Агентство по управлению имуществом – 24,3 тыс. руб. (95 чел.), Росатом – 25,3 тыс. руб. (467 чел.), Росрезерв – 22,1 тыс. руб. (303 чел.), Госнаркоконтроль – 25,3 тыс. руб. (лишь 69 чел. гражданского персонала) – относятся к числу важнейших органов управления страной.
Если верить далеко не полным официальным данным Росстата, которые не учитывают зачастую высокую долю военнослужащих (в том числе прикомандированных) в различных ведомствах, то на первый квартал этого года численность занятых на госдолжностях и должностях госслужбы составляла 825 тыс. человек, в том числе в федеральных госорганах – 607 тыс. и в региональных – 218 тыс. человек. При этом на федеральном уровне работали 36 тыс., а на региональном – 570 тыс. сотрудников федеральных органов. «Вопреки всем разговорам о разделении властей Россия – страна исполнительной власти. Из общего числа занятых в госуправлении в исполнительной власти работают 87%, в органах суда и прокуратуры – 10%, а в законодательной власти – лишь 1,95% чиновников», – комментирует данные официальной статистики Михаил Делягин.