На сегодняшнем заседании президиума российское правительство подведет финансовые итоги прошлого года. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин докладывает премьер-министру Владимиру Путину об исполнении бюджета-2007, а глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова – об исполнении внебюджетных социальных фондов. Формальная финансовая процедура оказалась на повестке дня президиума скорее всего не случайно. Прошлогодние проблемы недобора отдельных налогов и недофинансирования госрасходов повторяются и сейчас, что уже вызвало недовольство Путина.
«Ситуация не вполне благополучная. Старая проблема с ритмичностью, а точнее – с неритмичностью исполнения бюджета не исчезает», – заявил премьер. Эта критика казенных расходов, высказанная Владимиром Путиным в прошлый четверг, может прозвучать и сегодня. Как сообщили «НГ» источники в правительстве, неритмичность госрасходов и лихорадочное освоение бюджетных ресурсов в прошлом году только усилились. Если во второй половине 2006 года Минфин потратил 56,7% годового бюджета, то во второй половине 2007 года – уже почти 64% годовых расходов. Соответственно увеличились и объемы декабрьского вброса денег в экономику. Однако в целом почти десятая часть всех бюджетных денег так и не попала к конечным получателям.
Как пояснил «НГ» источник в правительстве, общие расходы в прошлом году составили всего 91,6% от запланированного. А приоритетные национальные проекты были профинансированы всего лишь на 82%. Из выделенных 266 млрд. руб. фактически в прошлом году на нацпроекты было потрачено только около 218,4 млрд. Так, по проекту «Здравоохранение» реальное финансирование составило только 46,1% от плана, а по проекту «Развитие агропромышленного комплекса» и того меньше – лишь 32,8% от годового объема. Непотраченные в прошлом году средства не были списаны, а пополнили бюджет нацпроектов на 2008 год. Однако, как сообщили чиновники правительства, никакой индексации неизрасходованных средств в этом году не предполагается. А это значит, что из-за высокой инфляции реальное финансирование приоритетных проектов не увеличивается, а только сокращается: больницы получают меньше оборудования, а аграрии – меньше кредитов и компенсаций.
Еще одна переходящая проблема бюджета-2007 – это невысокая собираемость налога на добавленную стоимость (НДС) – самого проблемного и обременительного для предприятий. По словам источника в правительстве, уклонение от уплаты НДС сохраняет массовый характер, а фактическая собираемость этого налога в прошлом году выросла незначительно – всего примерно на 0,6%.
Впрочем, массовое уклонение от уплаты НДС никак не сказалось на пополнении казны. Выведенные через фирмы-однодневки средства бюджет с лихвой восполнил за счет дополнительных доходов от экспорта нефти и растущего сбора импортных пошлин. Доходы федерального бюджета в прошлом году оказались на 4,5% больше, чем предусмотрено плановыми показателями. Всего в казну за прошлый год вместе с единым соцналогом было собрано 7,781 трлн. руб., или 23,6% ВВП, который, по предварительной оценке, достиг 32,99 трлн. При этом фактические расходы оказались значительно ниже – всего 18,1% ВВП, или 5,99 трлн. руб. Соответственно профицит федерального бюджета за 2007 год составил 5,4% ВВП, или 1,795 трлн. руб.