Лидер по выпуску депозитарных расписок для компаний из Центральной и Восточной Европы – Deutsche Bank Trust Company Americas – вчера заявил о прекращении с 3 июня на неопределенный срок выпуска новых депозитарных расписок на акции ряда российских эмитентов. В частности, речь идет о глобальных депозитарных расписках (GDR) компаний «Северсталь», «НОВАТЭК», «Башнефть», НЛМК и «Полиметалл». Сам банк причины этого шага не объясняет. По мнению экспертов, в результате этих действий отечественным эмитентам придется размещать свои акции на внутреннем рынке, что чревато потерями в капитализации.
Сейчас в Deutsche Bank отмечают, что книги закрыты «до последующих уведомлений». Но, как сообщил Интерфакс, в московском и лондонском офисах банка от более подробных комментариев отказались. Однако источник, знакомый с ситуацией, сообщил агентству, что причиной ограничения GDR-программ стали требования вступившего в силу в мае закона РФ об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли. По его словам, «закон писали люди, далекие от рынка. Deutsche Bank же сделал так, как написано в законе». Собеседник агентства отметил, что для открытия книг необходимо либо принимать поправки в закон, либо получать соответствующие официальные разъяснения уполномоченных органов власти. По оценке эксперта, срок закрытия книг может составить от 1 до 6 месяцев.
В то же время, как отмечают участники рынка, позиция Bank of New York Mellon, реализующего DR-программы большинства российских эмитентов, «более спокойная» и никаких официальных объявлений на этот счет от него пока не поступало.
Между тем критика в адрес властей по поводу закона об ограничении иностранных инвестиций уже звучала. Ранее управляющий директор «Тройки Диалог», бывший замминистра экономического развития Андрей Шаронов отмечал, что закон, подписанный в начале мая, неожиданно ударил по программам депозитарных расписок на акции российских компаний. Суть проблемы в том, что банки-депозитарии в соответствии с трактовкой существующего законодательства формально оказываются владельцами значительной доли акций, на которые выпущены депозитарные расписки. «Профессиональное сообщество должно просигналить о таком повороте событий, – пояснял Шаронов. – Регуляторы, правительство должны отреагировать на это через подзаконные акты или поправки в закон».
Впрочем, как отметил руководитель отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, прямой связи между законом об ограничении иностранных инвестиций и запретом на выпуск депозитарных расписок пока не прослеживается. «Иностранный инвестор может купить акции этих компаний на внутреннем рынке без всяких ограничений, так что особой проблемы нет, по крайней мере пока, – считает эксперт. – Впрочем, все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации, но пока можно сказать, что ограничения на выпуск GDR на внешнем рынке может несколько сократить круг инвесторов на внутреннем и привести к снижению спроса и цены». По мнению аналитиков, пока сложно делать прогноз о том, насколько акции компаний упадут в цене, но параметры могут быть от 10 до 20%.
Как считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, действия Deutsche Bank являются следствием борьбы государства с внешними заимствованиями и его стремлением сократить темпы роста денежной массы в стране. «В этой связи вполне логично стремление властей склонить российские компании занимать за рубежом как можно меньше средств, в том числе и посредством размещения своих акций на внешних рынках, – полагает аналитик. – Разумеется, в том, что Deutsche Bank решил прекратить выпуск новых депозитарных расписок, имеется определенный негатив, но пока что он несущественный и не может отпугнуть иностранных инвесторов». По его мнению, компании могут разместиться на внутреннем рынке, однако с некоторым дисконтом, который, впрочем, для их бизнеса существенного значения пока не имеет.