Для компаний, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых в Казахстане, наступают тяжелые времена. Правительство этой страны предлагает с 1 января 2009 года ввести экспортную таможенную пошлину для всех недропользователей, чьи контракты не ратифицированы парламентом. Об этом заявил вчера в ходе выступления на пленарном заседании сената, на котором рассматривался новый Налоговый кодекс, казахский премьер Карим Масимов. До этого планы руководства Казахстана по ужесточению таможенного режима для компаний, экспортирующих минеральное сырье, ограничивались нефтяной отраслью.
Объявляя парламентариям об очередных планах правительства пересмотреть правила игры для недропользователей, премьер Масимов выполнил волю президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Глава республики жестко потребовал усилить контроль над нефтяным и газовым секторами. В февральском послании народу он назвал «главным вектором в нефтегазовой отрасли усиление позиции государства».
Смену векторов и приоритетов в деятельности властей Казахстана уже в полной мере ощутила итальянская нефтегазовая компания Eni, возглавляющая международный консорциум по разработке крупнейшего месторождения углеводородов – Кашаганского, – и ее партнеры. За задержку с разработкой на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) Кашаганского месторождения и раздувание сметы затрат на проект эти компании вынуждены были согласиться на увеличение доли в проекте госкомпании «Казмунайгаз».
Установка на возвращение под контроль государства минерально-сырьевой базы выдерживается Астаной неукоснительно. Так, Минэнерго Казахстана проверило 831 объект. По итогам ревизии в адрес 182 компаний направлены официальные уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных соглашений.
Сегодня сырая нефть занимает порядка 65–70% в структуре казахстанского экспорта. В больших объемах вывозятся из республики продукция металлургии, уголь, уран. В ответ на призыв Назарбаева, правительство республики ввело экспортную пошлину для 38 нефтяных компаний. Исключение составили крупные проекты с участием иностранцев – Тенгизшевройл и Карачаганак. Пока нововведение коснулось лишь 30% участников рынка, но это только начало. В мае министр финансов Казахстана Болат Жамишев заявил о планах ввести с 2009 года экспортную пошлину и на нефтяные контракты со стабильным режимом налогообложения.
За образец Астана взяла российское законодательство. «В России плательщиками являются все экспортеры нефти. В нашей стране сейчас пошлина введена с ограничениями. Значит, эта пошлина не распространяется на тех, у кого в контрактах установлена стабильность. Со следующего года в соответствии с новым Налоговым кодексом предполагается, что это исключение будет изъято», – заверил Жамишев. По его расчетам, экспортная пошлина, введенная с мая 2008 года, в размере 109,91 долл. за тонну сырой нефти, позволит до конца года дополнительно получить в бюджет более 1 млрд. долл.
Однако очевидно, что такого объема допдоходов правительству Казахстана, обремененному социальными обязательствами, к тому же испытывающему сложности с наполняемостью бюджета в связи со снижением темпов развития экономики, будет недостаточно для покрытия всех обязательств. В этом контексте и следует воспринимать вчерашнее заявление Масимова о целесообразности значительно расширить круг участников внешнеторговой деятельности, обремененных экспортными таможенными пошлинами. «В следующем году, если парламент поддержит новый Налоговый кодекс, правительство еще раз пересмотрит вопрос для того, чтобы охватить более широкий круг участников экспортными пошлинами. В новом Налоговом кодексе налогообложение недропользователей будет регулироваться в первую очередь самим Налоговым кодексом, а не контрактами, которые были до этого подписаны», – заверил казахский премьер.
Как пояснил «НГ» источник в правительстве Казахстана, на сегодняшний день парламент страны не ратифицировал ни одного контракта на недропользование.
Политолог Досым Сатпаев напомнил, что правительство ранее уже заявляло, что ожидемые изменения в Налоговый кодекс и инициативы, связанные с введением экспортных таможенных пошлин, вряд ли коснутся СРП, заключенных с иностранными инвесторами. «Если будут вводиться новые экспортные пошлины, то они будут в основном связаны с деятельностью тех иностранных и местных компаний, которые не работают в рамках СРП. Если исходить из того, что правительство не собирается подписывать новые соглашения, то эти компании окажутся в привилегированном положении».
Пересмотр СРП, по словам Сатпаева, может негативно повлиять на инвестиционный климат в Казахстане и имидж страны. Поэтому правительство пока не хочет трогать СРП, что вызывает определенную настороженность и даже возмущение у казахстанских бизнес-структур. Они в первую очередь пострадают и от введения экспортных таможенных пошлин, и от нововведений, которые будут в новом Налоговом кодексе.
Астана