Введение обновленной программы для Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя (ЕГАИС), запланированное на 1 июня, не состоялось из-за неготовности отрасли и налоговиков. На прошлой неделе ее внедрение перенесли на неопределенный срок, зато появились сообщения о замене акцизных марок. По мнению экспертов, новый эксперимент властей бессмыслен и может привести к удорожанию алкогольной продукции.
Внедрение ЕГАИС задумано правительством для налаживания учета и контроля над производимыми и продаваемыми в РФ спиртными напитками. Но на практике попытки ее внедрения принесли больше проблем добросовестным производителям и импортерам, нежели нелегалам.
Летом 2006 года некоторые виды алкоголя, производимые на предприятиях, не успевших установить новое производственное и программное оборудование, исчезли с прилавков магазинов, а оставшиеся существенно подорожали. Судя по экспертным оценкам, внедрение ЕГАИС на предприятиях обошлось отрасли примерно в 300 млн. долл. дополнительных затрат.
Теперь же, отсрочив введение в действие обновленной системы ЕГАИС и опасаясь оставить рынок без защиты, власти готовят замену специальных и акцизных марок для табака и табачных изделий на более защищенные от подделок, срок введения которых – не ранее 2009 года. На прошлой неделе глава департамента регионального развития и агрокомплекса правительства Игорь Руденя направил в Минсельхоз, Минэкономразвития и Минфин официальное письмо с просьбой представить проект возможных поправок к закону об обороте этилового спирта, предусматривающий введение федеральных специальных и акцизных марок нового образца. Предполагается, что первую марку, как и сейчас, нужно будет наклеивать на боковую часть бутылки, а вторую – на горлышко, причем таким образом, чтобы целостность марки нарушалась при вскрытии. По мнению инициаторов нововведения, этот шаг позволит пресечь возродившийся полукриминальный бизнес: сегодня целостность марки при вскрытии бутылки не нарушается, так что тару можно использовать несколько раз, наливая в нее нелегальный алкоголь. Впрочем, законопроект о введении двух марок, прошедший в октябре прошлого года первое чтение в Госдуме, не был одобрен ни одним из профильных министерств.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, очередные эксперименты властей над рынком алкоголя в стране ни к чему хорошему не приведут. В частности, по мнению зампредседателя Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрия Доброва, ничего кроме дополнительных расходов на новую маркировку это не даст.
В свою очередь, глава алкогольного подкомитета Аграрного комитета Торгово-промышленной палаты РФ, гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в беседе с «НГ» высказал предположение, что очередное решение может отразиться лишь на конечной стоимости алкогольной продукции. «Считается, что эта мера обезопасит рынок от вторичного использования тары, поскольку сейчас марка на использованной бутылке остается неповрежденной, – поясняет эксперт. – Но вторичное использование – это такой мизер в объемах всей продукции, что говорить о нем в рамках рынка несерьезно. Зато введение второй марки приведет к тому, что на всех линиях розлива придется устанавливать дополнительное оборудование, что чревато новыми затратами». По его мнению, возникает и другая проблема: поскольку введение в действие обновленной ЕГАИС отсрочено, на рынке в любом случае останется продукция со старой маркировкой – например, элитные виды алкоголя, которые продаются месяцами, если не годами. «Хотелось бы, чтобы механизм в этой части был проработан более тщательно», – отмечает Дробиз. Что же касается новых марок, то в целом, по его словам, эта мера сегодня бессмысленна. К снижению объемов нелегальной продукции она не приведет, а на цены оказать влияние в сторону повышения сможет. Насколько именно – пока непонятно, но на цене конечной продукции в сторону ее повышения отразится обязательно.