Автогигант Ford Motor закрывает 14 автозаводов в Северной Америке, сокращает около 25 тыс. сотрудников и сосредоточивается на выпуске экономичных автомобилей. Из-за высоких цен на бензин жители США отказываются от машин, которые потребляют много топлива, и интересуются малолитражками и мотоциклами. Объемы продаж многих американских автогигантов сокращаются. На российском рынке наблюдается кардинально противоположная ситуация – за машинами выстраиваются очереди.
Продолжающийся спад американской экономики не обошел и местный автопром. В частности, Ford Motor планирует в 5-летний срок сократить более 25 тыс. сотрудников, которые работают в сфере производства внедорожников и легких грузовиков. Такие меры приняты в связи с тем, что корпорация несет серьезные убытки – только за 2007 год она потеряла 2,7 млрд. долл. Кроме того, в связи с увеличением роста цен на энергоносители жители США склоняются к покупке более экономичных автомобилей. Многие владельцы авто с большим объемом двигателя выставили их на продажу, поскольку стоимость наиболее дешевого топлива, которая достигла отметки в 1 долл. за литр, они называют чрезвычайно высокой.
При этом в России наблюдается абсолютно противоположное явление – спрос на авторынке растет быстрее, чем предложение. В связи с этим отечественный гигант АвтоВАЗ заявил о намерении увеличить в следующем месяце производство почти на 3 тыс. машин. Как стало известно, это будет достигнуто за счет введения дополнительных рабочих дней по субботам, о чем руководство уже договорилось с профсоюзом рабочих. Такое решение принято в связи с высоким спросом на целый ряд моделей. В прошлом месяце количество проданных вазовских авто достигло почти 70 тыс. штук. Всего же с начала этого года концерн реализовал более 200 тыс. автомобилей.
Эксперты объясняют такую разницу в ситуации на автомобильных рынках США и России тем, что наша страна пока только нагоняет развитые страны. «В США количество автомобилей на тысячу человек превышает 800 штук, в то время как у нас в прошлом году это соотношение перевалило за 200 машин на такое же количество жителей. Поэтому сейчас Россия просто догоняет другие государства», – уверен аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. По словам эксперта, даже если взять более или менее развитые государства, не касаясь Западной Европы, а, например, Чехию, то там количественное отношение автомобилей составляет 350–400 штук на тысячу человек. Рост, который наблюдается сегодня в России, должен, по всем прогнозам, продолжаться до 2010 года, несмотря на жуткое состояние дорожной и парковочной инфраструктур. При этом скорее всего существующие темпы не только не сократятся, а будут расти вплоть до 2020 года.
Происходящее сейчас в США – это спад не на самом американском рынке, а в автомобильной промышленности государства. Процесс начался 5–10 лет назад, когда японские автопроизводители стали теснить американцев за счет предложения автомобилей аналогичных классов, но более качественных, в лучшей комплектации и по демократичным ценам. Автомобильные предприятия в США давно в плохом состоянии, и некоторые из них убыточные, поэтому никакого парадокса в этом нет. При этом, по словам Козицына, российский рынок с учетом развития экономики, повышения доходов населения и развития автокредитования начал очень сильно расширяться, в то время как американский стагнирует.
При этом россияне за экономичными машинами, по словам эксперта, особенно не гонятся. В частности, московское правительство разработало программу по стимулированию владельцев малолитражек при помощи выдачи им годовых карт номиналом 26 тыс. руб. на покупку бензина. «Я не думаю, что от этого количество малолитражных автомобилей серьезно увеличится, – подчеркнул Козицын. – Россияне в большинстве своем представляют авто как стандартный седан или же внедорожник, но не как малолитражку. Кроме того, дороги в российских городах шире, и если не учитывать столицу, то проблем с парковкой и стоянкой в большинстве случаев не возникает». Кроме того, по мнению Козицына, покупать малолитражку как второй автомобиль россияне пока тоже не будут, поскольку существует проблема с сервисной инфраструктурой, когда проще через несколько лет сменить машину, нежели тратить время на обслуживание двух сразу. «Разумеется, автосервисы вышли на новый качественный уровень, но при этом очереди в них не исчезают», – отметил он.
По словам аналитика Альфа-банка по транспорту Андрея Федорова, в США автомобиль всегда был средством передвижения, а расходы на бензин никто особенно не подсчитывал. Именно поэтому автомобили, производимые для внутреннего рынка США, никогда не отличались особой экономичностью – даже сложился стереотип американского авто, которое потребляет бензин ведрами. «Сейчас в связи с бурным ростом цен на нефть и нефтепродукты вопрос об экономии топлива встал достаточно остро, – поясняет эксперт. – Скорее всего снижение объема продаж американского автопрома связано в первую очередь с этим фактором».
При этом в России ситуация обратная – за автомобилями, особенно иномарками, выстраиваются очереди. «Минимальное время ожидания иностранных авто отечественного производства, как правило, составляет около трех месяцев. Это очевидный показатель, что российская экономика находится на подъеме, в то время как в американской наступил период спада», – отметил Федоров. При этом, по словам эксперта, российские власти скорее всего будут предпринимать меры для защиты отечественного производителя, поскольку многие иностранные компании строят на территории страны заводы по производству своих авто. В ближайшие годы на рынок выйдет большое количество иномарок, собранных в России, а цены на них будут ниже, чем на ввозимые. В частности, предлагается введение импортных пошлин на подержанные авто 3–5-летней давности на уровне, аналогичном новым машинам. По словам эксперта, такие шаги направлены на стимулирование покупки современных российских авто, чтобы избавиться от старых машин иностранного производства.
«Увеличение сбыта машин на российском рынке также связано с тем, что у большинства жителей страны сохранилось стереотипное восприятие достатка: квартира, машина, дача. Именно поэтому человек, у которого повышается доход, может во многом себе отказать ради приобретения авто», – полагает Федоров.