Повышение тарифов на нефть нанесли серьезный удар по жителям большинства стран мира. В связи с ростом цен на бензин некоторые американцы решили даже пересесть на велосипеды. Российские эксперты полагают, что внутри страны цены на бензин будут расти вслед за общемировыми. Поэтому недавние массовые акции «пустых канистр» могут оказаться далеко не последними.
Жители США начали активную продажу своих прожорливых мощных машин, чтобы пересесть на малолитражки, мопеды и велосипеды. К столь радикальному решению американцев, предпочитающих большие авто, подтолкнули цены на топливо, которые бьют все мыслимые рекорды. В частности, по данным газеты The New-York Times, очень многие заядлые автомобилисты прекращают пользоваться своими четырехколесными конями, предпочтя им общественный транспорт или велосипеды. По их мнению, тарифы на самый дешевый бензин, стоимость которого составляет около 1 долл. за литр, просто неприемлемы.
Кроме того, проблема высоких цен на энергоносители стала настоящим бичом для бюджетных авиакомпаний как в Старом, так и в Новом Свете. Около двух месяцев назад из-за этого обанкротились три американских авиаперевозчика. Сейчас тревожные сведения поступают из Европы: крупнейшие дисконтные перевозчики – ирландская Ryanair и британская EasyJet – также столкнулись с проблемой резкого увеличения издержек, связанных с ростом цен на топливо. При этом если обычные авиакомпании говорят о повышении расценок на свои услуги, то для бюджетников такая мера если и приемлема, то далеко не выгодна. Однако в EasyJet говорят о возможном увеличении цен на билеты. В то же время в Raynair вынашивают планы по снижению тарифов для привлечения большего числа пассажиров. По мнению экспертов, при увеличении пассажиропотока рост цен на авиатопливо не так сильно сократит доходы перевозчика. Нельзя также забывать и о повышении стоимости дополнительных услуг авиакомпании, в частности, сборы за сдачу багажа повысились в четыре раза. Кроме того, авиакомпания урезала один из своих регулярных рейсов Рига (Латвия) – Шеннон (Ирландия), поскольку, по данным экспертов, он оказался убыточным.
Повышение цен на энергоносители нанесло удар не только по авиационной отрасли, но и по рыболовству. Недовольные чрезвычайно высокими ценами на топливо французские рыбаки перекрыли ряд портов и вышли на демонстрации протеста. Власти страны отреагировали на недовольство работников отрасли. Глава Министерства сельского хозяйства и рыболовства Мишель Барнье заявил, что Париж планирует оказание помощи рыбакам «в рамках европейского законодательства». В частности, речь идет об увеличении дотации на покрытие расходов по закупке топлива. Вслед за французскими коллегами к акции протеста подключились рыбаки Испании, Бельгии и Португалии. Согласно поступившей ранее информации, испанские рыболовецкие суда, как ожидается, прекратят промысел с 30 мая. Бельгийцы же организовали акцию по бесплатной раздаче своего улова.
Впрочем, акции европейцев можно назвать относительно спокойными по сравнению с тем, что творится сейчас в Индонезии. Там местные жители, недовольные 30-процентным ростом цен на топливо, организовали массовые беспорядки в более чем десяти городах страны. Протестующие атаковали полицейских бутылками с зажигательной смесью, камнями и горящими автопокрышками. В акциях протеста по всей Индонезии приняли участие несколько тысяч недовольных жителей страны.
Между тем рост цен на бензин не обошел стороной и российских автовладельцев, которые организовали Марш пустых канистр по убитым дорогам, который состоялся в минувшую субботу. В ходе акции ее участники потребовали от властей страны снижения цен на корм для своих железных коней, а также увеличения инвестиций в дорожную инфраструктуру.
По мнению начальника отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Натальи Мильчаковой, согласно прогнозу экспортные цены на бензин на 2008 год будут составлять 736,7 долл. за тонну, а в 2009 году – 780,9 долл. Год назад цена составляла 696 долл., таким образом, рост составил около 6%. Прогнозировать цены на внутреннем рынке, по словам Мильчаковой, сложнее – они могут разниться не только в зависимости от того, в каком городе автовладелец покупает топливо, но даже от районов в самих населенных пунктах. «Зачастую стоимость топлива зависит даже от количества бензоколонок. Поэтому на внутренние тарифы влияют не только цены на углеводородное сырье, но и множество внутренних факторов», – подчеркнула она. Мильчакова ожидает рост тарифов, поскольку они будут следовать за ростом мировых цен на бензин. При этом рядовой потребитель замечает это спустя пару месяцев. Среди дополнительных факторов ценообразования эксперт отметила, что на снижение тарифов в том или ином городе может влиять избыток предложения и как следствие – снижение стоимости топлива. Тогда как в регионах с плохой обеспеченностью нефтепродуктами цены будут выше. В Российском топливном союзе давать какие-либо прогнозы относительно темпов роста цен на топливо отказались.
«Если не будет принято каких-либо административных мер, то 95-й бензин до конца года будет стоить 28–30 рублей. При этом стоимость тонны авиационного керосина может достигнуть отметки в 36 тысяч рублей без учета услуг заправщиков. Ничего хорошего в этом нет, и очень хочется надеяться на изменения», – сказал директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. «Основная проблема на сегодняшний день – непрозрачность и нелогичность образования цены. Не хочется зависеть от биржевых спекулянтов, поскольку в конечном итоге за это платим мы с вами», – заявил эксперт. При этом Строков отметил, что при сохранении темпов роста тарифов на авиационный керосин самолеты станут транспортом для избранных. Более того, к концу года среди небольших авиаперевозчиков, парк которых составляют в основном отечественные неэкономичные лайнеры, могут начаться банкротства. Кроме того, по словам эксперта, могут увеличиться акции недовольства, подобные Маршу пустых канистр.