Сокращение въездного туристского потока в Россию, который в 2007 году уменьшился более чем на 8%, заставляет государство искать все более масштабные пути решения. Для преодоления этой негативной тенденции Ростуризм разработал стратегию развития отрасли до 2015 года, основные параметры которой представил вчера его глава Владимир Стржалковский. Однако анализ стратегии свидетельствует, что власти практически смирились с тем, что Россия, несмотря на ее географическое разнообразие, природные богатства и памятники истории, в обозримом будущем по степени развития туризма не достигнет среднеевропейского уровня.
К 2015 году в России на развитие туризма планируется выделить 3 трлн. руб., при этом 30% этих средств будет направлено из федерального бюджета, а около 60% – из внебюджетных источников, сообщил Стржалковский. По его словам, это позволит к 2015 году увеличить въезд иностранных граждан в РФ с 23 млн. до 32 млн. человек в год при одновременном росте количества отдыхающих внутри страны россиян с 29 млн. до 46 млн. человек. Кроме того, планируется увеличение количества сертифицированных отелей – с 6 тыс. до 13 тыс. Все это приведет к росту объема платных услуг в сфере туризма в 4 раза – с 89 млрд. до 370 млрд. руб.
«В настоящий момент вклад в российскую экономику от сферы туризма пока составляет чуть более 3%», – констатировал руководитель Ростуризма, отметив, что реализация стратегии позволит увеличить отдачу от туризма для экономики страны. На первый взгляд заложенные в стратегии цифры кажутся довольно высокими, однако на фоне успехов стран-лидеров они выглядят более чем скромно.
Как отметила пресс-секретарь Российского союза туроператоров (РСТ) Ирина Тюрина, число иностранцев, указавших целью поездки в Россию туризм, с 2,5 млн. человек в 1997 году сократилось до 2,2 млн. по итогам 2007 года. «Въездной туризм в лучшем случае стагнирует все последние годы», – считает представитель отрасли. Российская статистика въездного туризма особенно неприглядна на фоне успехов других стран. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%, и уже в 2006 году 75 стран мира заработали на туризме более 1 млрд. долл. При этом в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей, то есть предполагая, что 3–4 туриста создают одно рабочее место – 10,4%, что в три раза выше нынешних российских показателей. Многие страны Европы, такие как Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% – доходы с учетом мультипликативного эффекта, во Франции соотвественно – 4,1% и 10,9%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%. Всего в 2006 году в мире было зарегистрировано 846 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США.
Исходя из заложенной в концепции динамики роста, очевидно, России еще долго не удастся догнать лидеров туристического бизнеса, и лишь к 2020 году она займет весьма скромное для своих размеров и численности населения девятое место. Что неудивительно, так как страны-лидеры уже давно располагают гораздо более развитой туристической инфраструктурой и привыкли тратить на развитие этой отрасли гораздо большие средства. Как признают в Ростуризме, при нынешнем бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить положение. Например, европейские правительства тратят на это в среднем около 31,7 млн. евро в год.
По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, внятных ответов на вопросы о том, как решить основные проблемы въездного и внутреннего туризма, в стратегии нет, и при ее реализации «роль России заключается в том, чтобы оставаться донором выездных потоков». По его словам, в справке к стратегии справедливо говорится о нехватке инвестиционных площадок – но ничего о том, как решить эту проблему и сделать инвестиционный климат в России благоприятным для строительства отелей туристического класса и избавиться от административных барьеров и поборов. «Большинство государств – наших туристических конкурентов, в том числе в СНГ, в одностороннем порядке ввели упрощенный режим въезда для граждан экономически развитых стран. К тому же у них большинство турфирм занимаются внутренним и въездным туризмом, а на прием работают менее 10% операторов», – констатировал Шпилько, добавив, что в стратегии ничего не сказано о мерах по обеспечению охраны, использования, экологической безопасности и общедоступности рекреационных ресурсов. «В условиях, когда лучшие курортные территории разграничиваются частными землевладениями и застраиваются коттеджами, это вопрос глобальных перспектив развития курортного комплекса России», – заключил президент РСТ.
Но не исключено, что реализовывать стратегию будут не те, кто ее разрабатывал. «При новом Министерстве спорта, туризма и молодежной политики скорее всего появится новый департамент по туризму, а также должность замминистра по туризму», – сообщил Стржалковский.