В Великобритании началось расследование дела о ценовом сговоре энергетических компаний. По данным экспертов, тарифы на их услуги для жителей страны отличаются мизерной разницей – 30 фунтов в год между самым дешевым и самым дорогим поставщиками. Подобная ситуация нормальна для всех стран, поскольку энергетика – изначально олигополистическая отрасль, уверены российские эксперты. При этом России подобные катаклизмы и разбирательства в условиях естественных монополий не грозят.
Британские власти подозревают энергетические компании в картельном сговоре, идущем вразрез с интересами британцев. По словам Алана Эшера, главы организации Energywatch, которая следит за работой поставщиков электроэнергии и газа, за последние 10 лет из 20 организаций, работавших на рынке страны, осталось только шесть. При этом схожесть их ценовой политики говорит о возможной договоренности друг с другом. Об этом, как сообщает британская Guardian, глава Energywatch заявил в ходе дознания по данному делу, которое проводится Комитетом по британскому рынку энергетики.
Эшер выступил с призывом к Комиссии по конкуренции провести тщательное расследование данного дела. По данным Energywatch, разница в цене на одну и ту же продукцию у энергетических компаний составляет ничтожные суммы – всего около 30 фунтов стерлингов (около 60 долл. – «НГ») в год. При этом Эшер отметил, что цены на электроэнергию в Великобритании растут быстрее, чем в других странах, а цена на газ – одна из самых высоких в мире. Среди проблем глава Energywatch также назвал привязку тарифов энергетических компаний к ценам на нефть на мировом рынке, которые постоянно повышаются. Эшер подчеркнул, что высокие тарифы еще не говорят о сверхприбылях энергетиков, которые несут потери из-за высоких технологических издержек. В то же время приглашение на британский рынок иностранных вертикально интегрированных энергетических компаний, по мнению Energywatch, скорее всего не даст положительных результатов. Эшер уверен, что подобные действия неминуемо приведут к повышению тарифов на газ и электричество.
В России ситуация в энергетической отрасли значительно более сложная. На данный момент почти весь газ и электроэнергия находятся в ведении госмонополий – «Газпрома» и РАО «ЕЭС». Цены на их продукцию сдерживаются Федеральной службой по тарифам, однако после 2011 года госрегулирование тарифов может быть отменено, что способно отдать эти рынки практически в бесконтрольное ведение монополистов. При этом даже грядущий с 1 июля раздел РАО «ЕЭС» на региональные компании не решит проблему монополизма, так как эти компании останутся монополистами в регионах своей деятельности. Другой холдинг – «Газпром» – продолжит существование без каких-либо значимых изменений.
Аналитик ФК «Открытие» Василий Сапожников отмечает, что рынок электроэнергии в любой стране по определению является олигополистическим, так как везде на нем работает крайне небольшое число компаний. «В связи с этим проводить расследование о нечестной конкуренции, на мой взгляд, глупо. Скорее всего в Британии компании уже так явно демонстрировали отсутствие ценовой конкуренции, что власти обратили на это более пристальное внимание», – предполагает эксперт.
В случае с Россией все несколько иначе, уверен аналитик. Во всем, что касается госмонополий, существуют финансовые диспропорции, которые до сих пор не устранены. «Если «Газпром» мог получать дополнительные доходы от экспорта газа, то в электроэнергетике такие возможности были сведены к минимуму. В итоге получалось, что энергетические компании просто не имели возможности для развития», – рассказал он. По словам Сапожникова, в случае, когда подобная ситуация сохраняется на рынке на протяжении 15 лет, экономика развивается, а средств на развитие инфраструктуры просто нет. В итоге то, что сейчас происходит, – устранение ценовой диспропорции, поэтому цены естественным образом вырастут. «Хотя они и не должны быть низкими, поскольку в таком случае инвесторы просто не придут в отрасль, и она загнется», – подчеркнул эксперт. Кроме того, после расформирования РАО «ЕЭС» на рынке появится несколько компаний, которые будут заниматься сетями разного напряжения и гидроэлектростанциями, а остальные сектора станут свободными для конкуренции. Касаясь газовой отрасли, эксперт подчеркнул, что цены на голубое топливо на внутреннем рынке к 2011 году будут выравнены с ценами на внешнем. В этом случае не будет разницы между прибылями, получаемыми от экспорта газа и от продажи внутри страны.
Иной точки зрения придерживается аналитик Собинбанка Михаил Занозин, по словам которого ценовой сговор между британскими компаниями – крайне спорный вопрос. «В отличие от других европейских государств рынок Великобритании считается самым либеральным, с высоким уровнем конкуренции. В данном случае, на мой взгляд, минимальные отличия между ценовой политикой энергетических компаний лишний раз подчеркивает остроту конкурентной борьбы на рынке», – подчеркнул эксперт. По словам Занозина, санкции со стороны госорганов в отношении компаний могут быть самыми разными, однако вряд ли это будет что-то радикальное.
«В случае с Россией, как мне кажется, далеко не факт, что рынок будет либерализован уже в 2011 году. Все чаще звучат мнения, что если цены на нефть будут выше 100 долларов за баррель, то средняя европейская цена газа составит более 400 долларов за тысячу кубометров», – отметил Занозин. В случае либерализации цен произойдет слишком резкий скачок тарифов, чего экономика может не выдержать, поэтому правительство скорее всего на такую либерализацию не пойдет. «Кроме того, уже сейчас частные компании идут по пути государственных организаций, внимательно следуя советам властей», – подчеркнул эксперт.
«В отличие от Великобритании, где реформа энергетического сектора прошла в начале 1990-х годов, в России свободное рыночное ценообразование доступно пока лишь для примерно 20% общего объема торгов электроэнергией на НОРЭМ. Менее чем 4% общего потребления газа в стране, который реализуется через ЭТП «Межрегионгаз», – рассказал «НГ» эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. Остальной объем электроэнергии и газа реализовывается по регулируемым государством ценам и тарифам, что пока практически не позволяет даже вертикально интегрированным компаниям осуществлять значительные ценовые манипуляции на рынке. Однако по мере либерализации риски ценового манипулирования на оптовом рынке электроэнергии будут возрастать.
«Возможный механизм манипуляции заключается в несовершенстве принципа маржинального ценообразования, принятого на НОРЭМ, однако для недопущения таких ситуаций создается специальный орган – Совет рынка. Безусловно, в текущей ситуации – становления рыночных отношений в электроэнергетике – нарушения антимонопольного законодательства неизбежны, но они должны послужить стимулом для совершенствования законодательной базы», – отметил эксперт. Так, осенью 2007 года, по словам Рудакова, был принят пакет поправок, которые призваны не допустить ценового манипулирования на рынках электроэнергии по территориальному признаку, по зонам свободного перетока мощности, однако их эффективность еще лишь предстоит оценить.