Саудовская Аравия отменила результаты тендера на строительство железной дороги в этой стране, победу в котором одержало ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Об этом вчера заявил президент РЖД Владимир Якунин. Но руководство РЖД не впадает в уныние, так как на очереди еще более привлекательный проект – компания намерена принять участие в приватизации немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn. Несмотря на то что цена вопроса – несколько десятков миллиардов евро, которым вполне можно было бы найти применение внутри страны, эксперты в целом позитивно оценивают намерения РЖД. Вместе с тем они констатируют, что окончательное решение примет не руководство госкомпании, а правительство. И это решение будет не столько экономическим, сколько политическим.
«Саудовская Аравия отменила результаты конкурса на строительство железной дороги, в котором победило ОАО «РЖД», – заявил Владимир Якунин. Напомним, что речь идет об одном из самых масштабных проектов на Ближнем Востоке. Общая длина железнодорожной магистрали должна составить 2,4 тыс. км, а ее стоимость превысить 2 млрд. долл. Финансирует проект специальный фонд при Министерстве финансов Саудовской Аравии. Окончание строительства планировалось на 2010–2011 годы. ОАО «РЖД» победило в тендере по контракту CTW-400, предусматривающему строительство одного из участков этой дороги Аз-Забира – международный аэропорт имени Короля Халида (Эр-Рияд).
Комментируя решение властей Саудовской Аравии, Якунин заявил, что случившееся нельзя считать проблемой технологий или РЖД. «Это – проблема международных отношений», – резюмировал глава госкомпании.
Впрочем, и без этого проекта РЖД имеет далеко идущие планы экспансии на зарубежные рынки. Вчера Владимир Якунин в очередной раз подтвердил планы компании принять участие в приватизации немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn. «Это хорошая идея. Мы ее обсудим с председателем правления Deutsche Bahn Хартмутом Медорном», – заявил глава РЖД.
Однако в российском правительстве согласованная позиция по данному вопросу, судя по всему, пока отсутствует. «Говорить об этом преждевременно», – дистанцировался от заявлений РЖД вице-премьер Александр Жуков. Впрочем, положительное решение все же не исключается. Вице-премьер поспешил заверить, что государство должно поддерживать «любые выгодные инвестиции, если они состоятся».
Приватизация Deutsche Bahn, запланированная правительством Германии на осень, станет крупнейшей эмиссией в Европе в этом году. Перед выходом на биржу немецкий железнодорожный концерн будет реструктуризирован. Согласно решению наблюдательного совета, из структуры компании выделят дочернее предприятие – DB Mobility Logistics AG, которое будет отвечать за перевозки пассажиров и грузов, а также за оказание услуг. Это – обязательное условие частичной приватизации концерна, капитализация которого, по некоторым оценкам, превышает 200 млрд. долл. В соответствии с концепцией правительства предусматривается продажа 24,9% акций Deutsche Bahn, причем железнодорожная сеть Германии останется в госсобственности.
Цена вопроса составит несколько десятков миллиардов евро. Эксперты уверены, что, учитывая высокую ликвидность российской компании, проблем с привлечением заемных средств у нее не возникнет. Правда, главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров уверен, что решение об участии РЖД в приватизации Deutsche Bahn будет принимать не Якунин. «Такого рода решения носят в большей степени политический, чем экономический характер, и принимаются они на уровне правительства», – подчеркнул эксперт. ЕС и Германия – наши ведущие торговые партнеры. Этот приоритет экономического сотрудничества остается неизменным. И приобретение РЖД активов Deutsche Bahn, по мнению Тихомирова, будет способствовать укреплению позиций России на этом направлении. Он также отметил, что для РЖД нет резона приобретать небольшой пакет акций немецкой железнодорожной компании. «РЖД заинтересовано в приобретении всего пакета акций, чтобы получить место в совете директоров Deutsche Bahn, а не довольствоваться ролью миноритарного акционера», – подчеркнул он.
В свою очередь, аналитик по транспорту ИК «Тройка Диалог» Кирилл Казанли сказал, что пока непонятно, на какую долю акций Deutsche Bahn готово претендовать РЖД, поскольку вопрос находится на ранней стадии проработки. В любом случае проблем с деньгами у нашей компании не возникнет, уверен эксперт. Займы РЖД могут предоставить иностранные банки. Казанли не исключил, что часть средств может быть изыскана за счет резкого повышения тарифов на грузоперевозки внутри России.
По мнению научного руководителя Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, возможная покупка части активов Deutsche Bahn не сулит РЖД больших выгод. «Если сравнивать эти намерения с идеей по покупке «Аэрофлотом» итальянского перевозчика Alitalia, то последняя была гораздо продуктивнее, поскольку, покупая европейского перевозчика, вы сразу получаете весь европейский рынок, транзиты, хабы и т.д., а здесь вы приобретаете акции компании, которая подчиняется очень жесткому законодательству Германии и ничего серьезного в ее управлении РЖД не сможет изменить. Обсуждение целесообразности такой покупки наводит на мысль, что в руководстве компании считают, что вложение в заграничные активы привлекательнее инвестирования в собственные», – отметил Иноземцев.