Литва сняла свое вето на переговоры о новом базовом договоре между Россией и Евросоюзом. Мандат на их ведение будет предоставлен Еврокомиссии в ближайшее время – на заседании министров иностранных дел ЕС в Брюсселе 26 мая. Старт переговорам может быть дан в ходе саммита Россия–ЕС в Ханты-Мансийске в конце июня.
Словения, председательствующая в ЕС, объявила вчера, что Литва сняла свое вето. Это подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Накануне глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас заявил: «Россия – значимый партнер ЕС, а договор о партнерстве с ней очень важен». По его словам, «достигнутое в Вильнюсе соглашение является шагом, необходимым для утверждения мандата».
Как известно, до этого именно Литва создала последнее препятствие на пути принятия решения о мандате Еврокомиссии на переговоры. После того как Польша сняла свои возражения, Вильнюс выставил собственные условия, принятие которых Евросоюзом выглядело неперспективным, так как ни к каким переговорам это не вело.
Вильнюс настаивал на закреплении в будущем соглашении четырех «деклараций». В первой, касающейся энергетики, предлагалось закрепить обязательство России выполнять требования Энергетической хартии, возобновить поставки нефти в Литву по нефтепроводу «Дружба». В других предлагалось обязать РФ конструктивно решать «замороженные конфликты» в Грузии и Молдавии, сотрудничать со странами – членами ЕС в расследовании уголовных дел и выполнять обязательства, принятые Россией в ходе вступления в Совет Европы.
В этих условиях руководству ЕС осталось продолжить «работу» с Вильнюсом. На финальном этапе ее вел министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, участвовавший во вторник в Риге в традиционной встрече глав внешнеполитических ведомств трех стран Балтии и Германии. Достигнутое решение наблюдатели характеризуют как компромиссное, однако детали самого компромисса пока не раскрываются.
Научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина, комментируя ситуацию, заявила «НГ», что теперь вряд ли какая-либо другая страна ЕС станет препятствовать началу переговоров. Как считает Бабынина, пока рано предсказывать, как пойдут эти переговоры и сроки их окончания. Здесь многое зависит от мандата Еврокомиссии и того, что руководство Евросоюза пообещало Литве. Ведь вряд ли можно рассчитывать на успех переговоров, если представители ЕС будут проталкивать требования Вильнюса, некоторые из них вообще не входят в поле таких обсуждений и относятся к области национальной юрисдикции. Несомненно также, что одной из трудных тем на переговорах останется тема энергетики, по которой у сторон уже проявились разные подходы.
Как вырисовывается в таком случае будущий договор о стратегическом партнерстве? Как рамочный или более конкретный документ? По мнению эксперта, скорее всего он будет комплексным и будет содержать как общие положения, так и конкретные договоренности. В любом случае, очевидна необходимость составить такой документ, который был бы избавлен от недостатков предыдущего. Как известно, подписанный в 1994 году и вступивший в силу в 1997-м Договор между Россией и ЕС стал устаревать уже в начале 2000 года и к моменту завершения его десятилетнего срока действия во многих аспектах утратил актуальность.