0
1833
Газета Экономика Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Олимпийский сюрприз для Нурсултана Назарбаева

Тэги: казахстан, олимпиада, минтранс, канал, каспий


Надежды Казахстана на то, что Россия прислушается к его просьбе построить новый канал, который бы соединил Каспийское и Азовское моря и тем самым расширил доступ казахстанских товаров на мировой рынок, близки к провалу. Минтранс России не собирается прокладывать такой маршрут в ближайшие годы, отнеся решение вопроса на период после зимней Олимпиады в Сочи, то есть после 2014 года. Кроме того, в случае реализации проекта министерство настаивает не на кратчайшем маршруте, как просит Казахстан, а на значительно более протяженном – речь идет о проложении второй ветки действующего канала «Волго-Дон».

Предложения Минтранса о прокладке нового канала между Каспием и Азовом озвучил в субботу в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным глава ведомства Игорь Левитин. Он предложил использовать после 2014 года на сооружении «Волго-Дона-2» мощности компаний, задействованных в строительстве объектов для сочинской Олимпиады.

«Если будет принято наше предложение о строительстве второй части «Волго-Дона», мы сможем задействовать те строительные организации, которые освободятся к 2014 году от работы в Сочи», – заявил Игорь Левитин. Министр также сообщил, что к 2015 году будет готово заключение по новому водному пути между Каспием и Черным морем.

Напомним, что о строительстве нового канала между Каспием и Азовом лично ходатайствовал в прошлом году перед тогда еще президентом России Владимиром Путиным глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. При этом он даже называл наиболее оптимальный для его страны маршрут – от калмыцкого порта Лагань по Кумо-Манычской впадине к Азову, предложив назвать канал «Евразией». Лоббируя этот проект, Назарбаев в июне 2007 года на XI Петербургском международном экономическом форуме даже позволил себе пригрозить Москве, что в случае отказа от реализации проекта «Евразия» казахстанская нефть пойдет в Европу через Азербайджан и Иран в обход России.

Россия взяла тайм-аут, пообещав рассмотреть вопрос, что ей выгоднее – проложить новый маршрут или построить вторую ветку уже существующего канала «Волго-Дон», протяженность которого примерно на 800 км больше предполагаемой протяженности канала «Евразия», что удлиняет и удорожает перевозку грузов для Казахстана. Отметим, еще до форума Владимир Путин в президентском Послании Федеральному собранию отметил целесообразность создания международного консорциума по строительству второй очереди Волго-Донского канала. Однако после заявления Назарбаева Россия обещала подумать и об альтернативном проекте «Евразия».

С оглашением обоих проектов в российских региональных элитах появились сторонники и противники этих маршрутов, пытавшиеся добиться от строительства канала максимума пользы для своих регионов. В частности, в пользу проекта «Волго-Дон-2» высказались административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей. Проект Назарбаева поддержали руководители Ростовской области, Калмыкии и Дагестана, а также на днях ушедший в добровольно-принудительную отставку экс-губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.

В Казахстане пока не комментируют заявление Левитина. Как пояснил «НГ» источник в правительстве этой страны, предложение РФ должно поступить на рассмотрение совместной межведомственной комиссии, созданной по договоренности между президентами двух стран. До конца текущего года комиссия должна решить вопрос о выборе наиболее рационального маршрута для расширения судоходного сообщения между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами.

Астана

«Волго-Дон-2» и «Евразия»
Разница между двумя конкурирующими проектами весьма существенна. Протяженность второй ветки «Волго-Дона» составляет 1500 километров, а канала «Евразия» – 700 километров. По замыслу авторов «евразийского» проекта, канал должен быть прорыт от ростовского Азова до калмыцкого порта Лагань. Проект включает реконструкцию 329 км уже существующего Манычского водного пути у низовий Дона, где в 1936–1960 годах были построены три гидроузла с небольшими шлюзами. Далее трасса канала должна проходить по Кумо-Манычской впадине – тектоническому желобовидному понижению, отделяющему Предкавказье от степей и полупустынь юга Восточно-Европейской равнины и соединившему Кубано-Приазовскую и Прикаспийскую низменности, – и далее спускаться в Каспийское море. Общая длина канала – 650 км, из них 290 км должны пройти по территории Ставропольского края. В случае успеха реализации проекта «Евразия» появится возможность транспортировки танкерами каспийской нефти в Черное море, а затем в Средиземноморский регион и по рекам Дунай и Рейн – в большинство стран Евросоюза.
Пропускная способность «Евразии» должна составить 45 млн. тонн, в то время как второй ветки Волго-Донского канала – 16 млн. тонн. С технической точки зрения «Евразия» также более выгодна: на этом канале придется построить всего шесть шлюзов при 18 шлюзах на второй линии «Волго-Дона». Ориентировочная стоимость обоих проектов примерно одинакова и составляла, по приблизительным оценкам на середину прошлого года, около 4,5–5 млрд. евро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1617
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1625
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1366
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
849

Другие новости