Между губернаторами разворачивается своеобразное соревнование, кто из них заявит наиболее масштабные проекты, в той или иной степени зависимые от финансирования из федерального Центра. Последним примером такого рода может служить предложение губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина возродить проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин–материк», на что потребуется 300–350 млрд. руб. Эксперты отмечают, что в условиях профицитного бюджета затратные мегапроекты имеют неплохие шансы на реализацию даже несмотря на то, что аналогичные стройки за рубежом обходятся в несколько раз дешевле.
В пятницу губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил о том, что проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин–материк», стоимость которого оценивается более чем в 300 млрд. рублей, включен в концепцию Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Этот проект стоит в одном ряду с другими столь же крупными заявками на вливание в отдельные регионы десятков и сотен миллиардов рублей, среди которых подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, создание четырех игорных зон. При этом, несмотря на многомиллиардные заявки, запрошенных денег может не хватить. Так, затраты на подготовку к проведению сочинской Олимпиады, которые изначально оценивались в 314 млрд. руб., по сегодняшним оценкам экспертов и чиновников могут вырасти в три раза.
Впрочем, и первоначальные заявки впечатляют своими размерами. Власти пяти регионов – Калининградской и Ростовской областей, Приморского, Краснодарского и Алтайского краев – в настоящее время только составляют сметы расходов на создание в этих субъектах Федерации четырех игорных зон.
Из просочившихся в прессу оценок местных чиновников вытекает, что общий бюджет этих зон может превысить 720 млрд. руб. с учетом государственных и частных инвестиций.
Самые скромные запросы на создание игорной зоны пока в Приморье – здесь планируется ограничиться суммой примерно в 13 млрд. руб. Замгубернатора Алтайского края Михаил Щетинин оценил затраты на создание в его крае игорной зоны «Сибирская монета» более чем в 30 млрд. руб. Калининградская туристско-рекреационная зона с игровым сегментом «Янтарная» обойдется почти в 271 млрд. руб. – именно такая сумма названа в финансово-экономическом обосновании проекта, представленном региональным правительством Минфину. Самым грандиозным игорным проектом рискует стать зона «Азов-Сити» на Кубани, затраты на которую оцениваются от 80 млрд. до 415 млрд. руб.
Пугают и отдельные перспективы дальнейшего развития заявленных проектов. Так, амбиции сахалинского губернатора не ограничиваются строительством моста между островом и материком. «Особенно привлекательно выглядит создание транспортного коридора Япония–Сахалин–материк–Европа», – уточнил далеко идущие планы Александр Хорошавин.
Пока известны как минимум два варианта строительства тоннельно-мостового перехода, сумма затрат на каждый из них оценивается в 300–330 млрд. руб. Эти средства должны пойти не только на сам переход через пролив Невельского, но и на другие инфраструктурные мероприятия. Такие как перешивка существующей на острове колеи на общесетевой стандарт – 1520 мм, строительство железнодорожной ветки Ильинский–Углегорск и т.д. Как строить сам переход от станции Селихино, находящейся в 339 км от Хабаровска, до станции Ныш в Ногликском районе Сахалинской области, пока не решено. Согласно первому варианту планируется возведение моста через пролив Невельского с глухой дамбой и обводным каналом – его стоимость составит около 100 млрд. руб. По второму предполагается построить тоннельный переход, который обойдется в 112 млрд.
Напомним, что проект соединения Сахалина с материком имеет давнюю историю, но первая реальная попытка построить тоннель была предпринята лишь в середине прошлого века еще при Сталине. Согласно распоряжению генсека под Татарским проливом даже было начато строительство, которое было остановлено в 1953 году. Повторно этот вопрос стал прорабатываться в 2002 году, но планы по началу строительства были отложены, поскольку от его финансирования отказалось тогдашнее Министерство путей сообщения (МПС).
Как отметил на условиях анонимности собеседник «НГ» в одной из московских компаний, специализирующейся на строительстве мостов, подобные грандиозные проекты зачастую используются в качестве прикрытия для получения средств из государственного бюджета. «Фактически местные власти могут получить госфинансирование под какой-то конкретный проект, но в конечном итоге все эти планы так до конца и не реализуются», – отметил источник. К тому же заявленная сумма затрат – около 14 млрд. долл. – у экспертов также вызывает вопросы, учитывая международный опыт реализации подобных проектов. Например, китайские специалисты 1 мая сдали в строй колоссальный 36-километровый мост через Ханчжоусский залив, стоимость которого составила около 1,4 млрд. долл. Почти в два раза меньше средств ушло на постройку самого длинного подвесного моста, соединяющего греческие города Рио и Антирио. Цена транспортной артерии – около 630 млн. евро, длина – около 2,9 км.
Бушующие волны Татарского пролива не пугают авторов идеи строительства моста на Сахалин. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Впрочем, как пояснил «НГ» редактор журнала «Вестник мостостроения» Борис Попков, не факт, что проект соединения Сахалина с материком можно будет относительно легко реализовать. «С одной стороны, с существующими на сегодняшний день техническими возможностями можно построить все что угодно, – отметил эксперт. – Однако нельзя забывать о том, что в районе Сахалина крайне сложная климатическая обстановка – сильнейшие ветры и шторма, а также велика опасность сейсмической активности. Необходимо также продуть модели и понять, как транспортная артерия будет вести себя под воздействием сильного ветра и высоких волн. Поэтому на данный момент реализация проекта по постройке данного моста висит в воздухе», – отметил Попков.
По мнению гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, появление новых масштабных проектов связано с тем, что в стране появились деньги, причем немалые. «Отсюда и стремление региональных властей успеть к пирогу раньше других, – отмечает аналитик. – Однако в этом стремлении кроется большая опасность: в один прекрасный момент главная цель может уйти на второй план, а на первом останется лишь распределение средств». Впрочем, по мнению эксперта, бесконечное количество таких проектов реализовать невозможно, так что Минэкономразвития придется заняться более четким определением приоритетов, дабы умерить аппетиты губернаторов.