Крупнейший мировой инвестиционный банк Goldman Sachs в пятницу скорректировал собственный прогноз цены нефти на второе полугодие, увеличив его почти в полтора раза. По оценкам банка, в ближайшие полгода баррель нефти подорожает не до 107 долл., как считалось ранее, а до 141 долл. По мнению экспертов, новый виток роста нефтяных цен неизбежно вызовет очередное подорожание топлива внутри России, хотя рост этот и будет менее резким, чем на нефтяном рынке.
Аналитики Goldman Sachs вынуждены были пересмотреть свой прогноз из-за целого ряда негативных внешних факторов, главные из которых – ожидаемый рост закупок углеводородов Китаем, который вынужден будет ликвидировать последствия недавнего разрушительного землетрясения, а также нежелание одного из крупнейших экспортеров – Саудовской Аравии – увеличивать собственную добычу, несмотря на просьбу президента США Джорджа Буша. Как заявил саудовский министр нефти Али эль-Наими, его страна не намерена корректировать нынешние объемы добычи. «На цену нефти влияют многие факторы, и в наименьшей степени – спрос и предложение, – пояснил чиновник в пятницу. – Они сегодня сбалансированы».
Нефтяной рынок отреагировал на это заявление новым ценовым рекордом – на нью-йоркской бирже NYMEХ сделки в конце прошлой недели стали заключаться по 127,82 долл. за баррель и откатились до 126,29 долл. на закрытии в пятницу лишь после того, когда правительство США заявило, что с 1 июля приостановит на полгода закупки нефти для государственного стратегического резерва.
Для России, которая также является одним из ведущих нефтеэкспортеров, продолжающийся рост нефтяных цен обернется не только увеличением прибыли экспортеров, но и новым увеличением цен на топливо внутри страны. По данным Росстата, в начале мая текущего года средняя стоимость литра бензина составила по стране в среднем 20,98 руб., тогда как год назад в это же время средняя потребительская цена на автомобильный бензин была зафиксирована на уровне в 17,78 руб. за литр. За год рост цен составил более 18%. При этом стоимость бензина марки Аи-95 в крупных российских центрах превысила в мае этого года 23 руб. за литр, обогнав по стоимости бензин, продающийся в Соединенных Штатах. Слабым утешением может служить лишь то, что за этот же период стоимость нефти марки Urals, которую Россия поставляет на экспорт, выросла куда более серьезно – почти на 65%. «Средняя цена на нефть марки Urals в апреле текущего года составила 105,32 доллара за баррель против 63,77 доллара за баррель в апреле 2007 года», – заявил в начале месяца замначальника отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Сакович.
По мнению экспертов, прогноз Goldman Sachs – достаточно радикальный, хотя зависимость между ростом мировых цен на нефть и внутренними ценами на топливо прослеживается отчетливо. «С одинаковым успехом можно было бы спрогнозировать и рост цен до уровня в 150–200 долларов за баррель, но надо отметить, что такие оценки не учитывают возможности неожиданного снижения нефтяных цен, например, из-за сокращения спроса в тех же США, – считает руководитель аналитического отдела компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. – Если же говорить о мировых и внутрироссийских ценах, то зависимость, безусловно, существует, но она не прямо пропорциональна. То есть говорить о том, что в случае повышения в 1,5 раза цен на нефть стоимость бензина в России вырастет в те же 1,5 раза, нельзя. Цены на топливо в России растут медленнее, чем мировые цены на нефть». Вдобавок, как отмечает аналитик, внутри страны цены на топливо регулируются пошлинами и акцизами, к тому же нельзя сбрасывать со счетов сезонный фактор, а также возможность государственного вмешательства в ситуацию, например, введением очередного моратория на топливные цены. «Например, ближе к осени – в ноябре – спрос на бензин, как правило, довольно существенно снижается, зато растет спрос на дизельное топливо», – отмечает Шеин. Что же касается государства, то, как отметил Сакович, с 1 июня размер пошлины на экспорт нефти будет установлен на очередном рекордном уровне – ставка будет повышена с нынешних с 340,1 до 398,1 долл. за тонну.
Тем не менее, как считает директор департамента маркетинга компании «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая, рекордные мировые цены и экспортные доходы отечественных нефтяных компаний оказывают серьезное давление на внутренний топливный рынок, который становится менее привлекательным. Вследствие чего появляется дефицит топлива, что ведет к повышению цен на бензин. «В первом квартале 2008 года цены на бензин удавалось сдерживать, и рост за три месяца составил 3,2%, – напоминает эксперт. – Однако апрельские рекорды цен на нефть в мире сразу же сказались и на отечественном рынке – стоимость топлива за первые две недели прошлого месяца увеличилась на 2,8%, и по итогам января–апреля бензин подорожал на 6%, что говорит о серьезном влиянии на внутренний рынок внешних факторов». Таможенные пошлины, которые должны снижать это влияние, явно не успевали за ростом мировых цен, считает Толстая. Ситуация, по ее мнению, может измениться лишь в случае снижения мировых цен – только тогда внутренний рынок почувствует некоторое облегчение.