Несколько американских компаний под давлением акционеров пошли на беспрецедентный шаг – раскрыли объемы финансовых затрат на лоббирование своих интересов во властных кругах. Только страховая компания Aetna в 2006 году истратила на эти цели более 3,5 млн. долл. Однако эксперты полагают, что декларируемые суммы занижены, в реальности расходы значительно больше. Судить о подобных затратах российских представителей бизнеса значительно сложнее. В нашей стране закон о лоббизме до сих пор не принят и подобные операции нелегальны.
Большинство крупных компаний вкладывают деньги в лоббирование своих интересов в высших эшелонах власти, однако в большинстве случаев суммы, потраченные на это, остаются под покровом тайны. Однако в результате давления, оказанного акционерами, некоторые американские корпорации рассекретили суммы, пущенные на лоббизм не напрямую, а через различные коммерческие ассоциации. В частности, Washington Post приводит данные неправительственной организации Центр политической отчетности, согласно которым в 2006 году нефтедобывающая компания Chevron выделила через посредников на лоббизм по 250 тыс. долл. Торгово-промышленной палате США и Комитету политического действия в сфере промышленности.
Вложение нефтяников в политический лоббизм оказалось далеко не самым крупным среди корпораций. За тот же самый период страховая компания Aetna перечислила в общей сложности около 3,5 млн. долл., которые пошли на финансирование программ организаций, работающих в сфере здравоохранения. В то же время всемирно известный компьютерный гигант HP решил не афишировать свои вложения в лоббизм и рассекретил только сумму, перечисленную Информационному совету промышленности и технологий, которая составляет около 74 тыс. долл. Эксперты уверены, что названная цифра – маленькая толика средств, которые тратит компания на продвижение своих интересов в верхах.
Кроме того, на фоне постоянно растущих цен на энергоносители активно продвигаются производители альтернативных видов топлива. В частности, речь идет о представителях отрасли, вырабатывающей этанол из кукурузы. Не отстают от них и поставщики электричества, получаемого за счет ветряков, использующих энергию ветра.
В случае с российскими компаниями ситуация совершенно иная, значительно более сложная. По словам руководителя департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуарда Кучерова, в нашей стране вообще нет такого официального института, как лоббирование, поэтому подобные расходы компаний могут рассматриваться как коррупционные. «При этом в рамках существующих норм компании могут разрабатывать законопроекты и выходить с ними к людям, которые их поддержат. Тратить же деньги на продвижение законопроектов официально нельзя, поскольку это скорее всего будет расценено как коррупция», – подчеркнул эксперт. Именно поэтому, по словам Кучерова, в России сведения о затратах на лоббизм никто не собирает, а даже если и собирает, то получить подобную информацию фактически невозможно.
«Российские компании тратят немалые деньги на лоббизм, однако, поскольку подобные действия с точки зрения российского законодательства могут быть расценены как уголовное преступление, все операции проводятся неофициально», – отмечает Кучеров. Легальными операциями в данной сфере считаются только мероприятия, связанные с разработкой законопроектов, стоимость которых оценить крайне сложно, а также финансовая поддержка ассоциаций, которые представляют интересы каких-то групп или отраслей.
«Пока в России нет закона о лоббизме, подобные операции находятся в серой зоне – непонятно, что можно, а что нельзя. Непонятно, как жить и существовать и кто в данном случае лоббисты», – рассказал «НГ» эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. По его словам, в качестве представителей интересов бизнеса чаще всего называют начальников департаментов по связям с госорганами. Однако на практике лоббистами нередко выступают известные чиновники.
С серьезностью проблемы, вызванной отсутствием закона, легализующего лоббизм в России, согласен замдиректора Института Европы РАН, политолог Сергей Караганов. По его словам, суммы, которые тратятся на лоббирование интересов компаний, огромны. «Как мне кажется, на пути принятия закона о лоббизме в России стоят люди, которые занимаются этим видом деятельности нелегально и не хотят, чтобы он был введен в правовое поле», – резюмировал Караганов.