В мэрии считают качество воздуха в столице вполне удовлетворительным.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Правительство Москвы в борьбе за улучшение экологической обстановки в городе готово пойти на беспрецедентные меры экономического характера. Уже этим летом каждому москвичу, который купит не стандартный, а малолитражный автомобиль, будет предоставлена топливная карта, по которой он сможет бесплатно заправиться на 26 тыс. руб. Эти меры призваны изменить структуру автопарка в пользу более экологичных и компактных автомобилей.
О намерении московского правительства выдавать покупателям авто с двигателями объемом до 1,2 литра и длиной не более 3,5 метра топливные карты на 26 тыс. руб. заявил вчера руководитель столичного департамента по вопросам природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. По его словам, до конца мая правительство города подпишет соответствующее распоряжение. Сумма бонуса, уточнил чиновник, была рассчитана из годовой потребности такого автомобиля в топливе, и заправиться по этой карте можно будет на строго определенном числе столичных АЗС, чтобы исключить возможные нарушения.
«Кроме топливной карты мы прорабатываем вопрос о 50-процентной скидке при парковке таких автомобилей, особенно в центре города. Плюс мы собираемся внедрить электронную систему контроля, при помощи которой с 1 сентября можно затруднить въезд в центр автомашин, уровень выбросов которых не дотягивает до Евро-2», – сказал Бочин. По его словам, такое стимулирование должно увеличить число малолитражных автомобилей и изменить структуру столичного автопарка, в которой эти машины пока составляют менее 5% из 3,3 млн.
Впрочем, даже и без этих мер, по мнению Бочина, экологическая ситуация в столице достаточно благополучна. Чиновник заявил, что критиковать можно только качество воды в водоемах города. А вот с состоянием воздуха и количеством зеленых насаждений, по его словам, в Москве все в порядке. В этой связи он обрушился с критикой на рейтинги общественной организации «Зеленый патруль» и лондонской консалтинговой компании Mercer Human Resource Consulting, согласно которым Москва занимает одно из последних мест в мире по экологическим показателям. По его мнению, никакого отношения к действительности результаты подобных рейтингов не имеют. «И дело не только в том, что информация не подтверждена абсолютно никакими научными данными, сколько в том, что критерии оценки абсолютно необъективны», – заявил Леонид Бочин, указав, что гораздо большего доверия заслуживает рейтинг 35 самых грязных городов, составленный в прошлом году американским институтом Блэксмита, в который, например, входят Ханворд и Новый Орлеан из США, а из числа российских Дзержинск, Магнитогорск и некоторые другие. «Если сравнивать выбросы загрязняющих веществ в Москве и Норильске, то показатели различаются в 1000 раз – около 9 кг в Москве и около 9 тонн в Норильске», – сказал чиновник, пояснив, что, например, сравнение таких вполне сопоставимых по своим параметрам мегаполисов, как Москва и Нью-Йорк, показывает, что уровень загрязнения воздуха в них по приоритетным загрязняющим веществам, установленным Всемирной организацией здравоохранения, различается не более чем на 3–7%. «Содержание оксида серы и оксида углерода незначительно выше в Москве, а диоксида серы и озона – в Нью-Йорке. Сравнивать Москву с Нью-Йорком, конечно, можно, но необходимо учитывать, что там атмосферный воздух также далек от идеального. Но то, что в Москве дышать нечем, – это очевидный факт», – отметила пресс-секретарь партии «Зеленые» Александра Аставина.
Эксперты сомневаются в действенности попыток столичных властей улучшить экологию путем стимулирования покупок малолитражных автомобилей. «26 тысяч рублей – это 35–40% расходов на топливо в год, что, конечно, существенно, но не способно кардинально поменять покупательские предпочтения москвича», – отметил аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. По его словам, «у нас в отличие от Европы малолитражные автомобили рассчитаны в основном на целевую аудиторию, например женщин, и не пользуются пока значительным спросом. Так как мода на большие машины и внедорожники отчасти прошла, у нас сейчас предпочитают покупать стандартные седаны эконом- или люкс-класса, ориентируясь на тот уровень удобств, который дают такие авто», – сказал эксперт. По его мнению, бонус от московских властей вряд ли серьезно изменит структуру автопарка, хотя, возможно, повлияет на выбор машин таксопарками и юрлицами.
Впрочем, и Леонид Бочин признал, что бонус для покупателей малолитражек повысит их долю в столичном автопарке, «слава богу, если на 2%». В борьбе с загрязнением воздуха стоит больше рассчитывать на естественный процесс смены автопарка, в результате которого на смену чадящим старым автомобилям приходят машины с более экологичными двигателями.