Повсеместное распространение коррупции грозит российским компаниям санкциями в США и Евросоюзе. Вчера аудиторская компания Ernst&Young опубликовала результаты международного исследования «Коррупция или соблюдение законодательных требований», которое доказывает разительное отличие России от развитых стран в деле борьбы с коррупцией. По мнению экспертов Ernst&Young, более жесткие нормы в США и ЕС заставят крупный российский бизнес в ближайшее время предпринять некоторые антикоррупционные меры. Однако отечественные эксперты считают, что фактическая бесконтрольность бюрократии не позволит обуздать аппетиты чиновников.
Новое международное исследование Ernst&Young касается одного аспекта коррупции – рисков крупных компаний в случае обнаружения фактов дачи взяток их сотрудниками местным чиновникам. Другие последствия коррупции – такие как увеличение издержек бизнеса, искажение условий конкуренции, замедление экономического роста или деформация общественной системы–эксперты Ernst&Young не рассматривали. При этом в качестве коррупции рассматривались в основном прямые денежные выплаты чиновникам, а не такая форма коррупции, как формальное и неформальное участие крупных российских чиновников и их родственников в бизнесе аффилированных компаний.
«Взятки российским чиновникам от имени российской компании, чьи акции торгуются на Нью-Йоркской бирже, теперь могут быть расследованы американскими контрольными органами. При этом российской компании придется выбирать – пойти на сделку с американским правосудием и добровольно признать факты взяток или подвергнуться публичному судебному разбирательству», – говорит Иван Рютов, старший менеджер Ernst&Young, руководитель практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях в СНГ. По его словам, отношение к взяточничеству среди российских бизнесменов заметно отличается от принятых в развитых странах антикоррупционных норм.
«Правовые и культурные особенности приводят к тому, что в России и в странах с развитой экономикой эффективность действующего антикоррупционного законодательства, а также способов уменьшения риска коррупционных действий воспринимается по-разному», – отмечает Рютов. Так, в России, по мнению опрошенных бизнесменов, главные риски обнаружения коррупции (взяточничества) несут сами инвесторы, тогда как в развитых странах основными пострадавшими бизнес считает общественность и своих клиентов.
Еще одно отличие России от развитых стран – это оценка эффективности местного антикоррупционного законодательства. В развитых европейских странах около 85% респондентов считают местное антикоррупционное законодательство эффективным. В России же таких оптимистов около 26%. При этом более 60% опрошенных россиян дали понять, что их компании подвергались вымогательству чиновников. В развитых странах ЕС ситуация противоположна – около 70% опрошенных заявили, что не знают о случаях вымогательства со стороны чиновников.
Эксперты Ernst&Young предупреждают, что бизнесменам следует очень внимательно изучить американский закон США о коррупции за рубежом (FCPA). «Хотя этот закон де-факто уже стал международным стандартом в области борьбы со взяточничеством и коррупцией и власти США очень активно занимаются проведением этой политики, в том числе и за пределами страны, лишь треть респондентов заявили, что хорошо знакомы с его положениями», – отмечают в Ernst&Young.
«Сейчас компании не могут позволить себе игнорировать обязательства, связанные с соблюдением требований FCPA и других антикоррупционных законов. Очевидно, что это относится не только к компаниям, зарегистрированным Комиссией США по ценным бумагам и биржам, или американским физическим и юридическим лицам», – говорит Дэвид Сталб, руководитель международной практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Ernst&Young Global. По его словам, компании и их советы директоров, которые игнорируют требования FCPA и связанные с этим корпоративные и индивидуальные обязательства, подвергают себя излишнему риску.
Эти выводы Ernst&Young сделали по результатам 1186 интервью с высшими руководителями крупных организаций в 33 странах мира. Респондентами были старшие финансовые менеджеры, менеджеры по управлению рисками, руководители юридических отделов, а также отделов по надзору за соблюдением законодательных требований и отделов внутреннего аудита. От России в этом исследовании участвовали 50 человек.
«В России за последние 8 лет было принято несколько изолированных антикоррупционных мер, которые фактически не дали никакого результата», – отмечает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. По его мнению, возможности для совершенствования антикоррупционного законодательства в России еще не исчерпаны, однако из-за отсутствия общественного контроля за бюрократией эти меры вряд ли дадут осязаемый результат.