Вчера завершилась рабочая поездка Владимира Путина в Санкт-Петербург, в ходе которой он занимался вопросами развития морских портов России и преобразования судостроительной отрасли. Кроме экономической составляющей первая командировка нового премьера имела и серьезный политический аспект. Было несколько раз подтверждено, что переключение потоков российского экспорта из портов государств Балтии в российские порты носит стратегический характер.
Вчерашний день Владимир Путин целиком посвятил проблемам развития морских портов северо-запада России. В порту Приморск он ознакомился с реализацией проекта компании по строительству терминалов по перевалке нефти и светлых нефтепродуктов, а в торговом порту Усть-Луга провел совещание по вопросам развития этого порта.
Работы в Приморске и Усть-Луге ведутся в рамках ФЦП по развитию транспортной инфраструктуры России. Эта программа завершается в 2009 году. Однако уже есть одобренная в апреле 2008 года правительством новая редакция ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», которая предполагает переход от этапа модернизации транспортной системы страны к этапу развития. Общий объем финансирования этой программы составит 13,9 трлн. руб. Треть затрат – более 4,6 трлн. руб. – возьмет на себя федеральный бюджет.
Развитие портов в Приморске и Усть-Луге отнесено к ключевым элементам создания современной транспортной системы на востоке Финского залива. После выхода их на проектную мощность объем обработки грузов всех российских портов в этом регионе достигнет 450 млн. т, что сопоставимо с грузооборотом всех морских портов России в 2007 году.
Премьеру показали, как реализуется в порту Приморский проект «Север», в рамках которого наряду с терминалом для перевалки нефти построен и терминал для перевалки светлых нефтепродуктов, поступающих по нефтепродуктоводу Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск. Строительство этого нефтепродуктопровода проектной мощностью 24 млн. т в год завершилось осенью 2007 года. Ввод в эксплуатацию первой очереди состоялся вчера в присутствии Путина, который в торжественный момент «перерезания ленточки», сведшегося к нажатию клавиши компьютера, мог претендовать на звание продолжателя дела Петра I. По сути, премьер, как и российский император 300 лет назад, – прорубал очередное окно в Европу.
Москва не скрывает, что новые порты в Приморске и Усть-Луге позволят перенаправить сюда грузопотоки из эстонских и латвийских портов. Через Приморск пойдет на экспорт нефть и светлые нефтепродукты, через Усть-Лугу – более 20 категорий грузов, в том числе лес, уголь, продукция нефтехимических предприятий, контейнеры. Мы можем диверсифицировать пути экспорта российских товаров, переориентируя его на российские порты, с удовлетворением констатировал Путин.
Санкт-Петербург–Приморск–Усть-Луга