Около 40 стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки намерены в ближайшие годы начать реализацию собственных программ развития мирного атома. Чиновники Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) отмечают, что никогда не сталкивались с таким широким интересом к развитию ядерной энергетики. Вызванная в основном экономическими потребностями, новая ядерная гонка, по мнению экспертов, может в случае отсутствия должного контроля создать условия для тайных разработок ядерного оружия.
По данным МАГАТЭ, которые приводит газета Washington Post, в списке желающих развивать ядерную энергетику – африканские страны (Намибия, Нигерия) и по меньшей мере шесть бывших советских республик. В ближайшие десять лет Турция планирует построить три атомные станции, а Египет – четыре. Кроме того, строительство атомных электростанций планируют ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Алжир, Марокко, Иордания и Йемен. По утверждению названной газеты, столь широкие масштабы развития ядерной энергетики могут ознаменовать начало новой гонки вооружений в отдельных регионах планеты.
«Мы озабочены тем, что некоторые страны идут по пути развития ядерных технологий в ответ на действия Ирана», – заявил Washington Post высокопоставленный чиновник администрации США. В этой связи отмечается также, что, хотя атомные станции не несут в себе большого риска, гражданская программа может служить прикрытием для военной, поскольку позволяет отработать технологии и наладить инфраструктуру. Например, Индия и Пакистан создали ядерное оружие, используя мощности предприятий, построенных для развития мирного атома.
Характерно, что среди стран, проявляющих интерес к ядерной энергетике, заметны страны Ближнего Востока, многие из которых (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ) обладают богатыми запасами ископаемого топлива, инвестиции в атомную энергетику могут быть продиктованы их опасениями по поводу возможного появления у Ирана ядерного арсенала.
В этой связи генеральный директор МАГАТЭ Мухамед Эль-Барадей сравнил стремление некоторых стран обрести латентный ядерный потенциал с покупкой страхового полиса: необязательно иметь атомное оружие, достаточно иметь возможности для его создания. По его словам, основной целью ядерных программ стран Персидского залива является устрашение Ирана.
Эту оценку, правда, оспаривают представители упомянутых стран. Так, посол Египта в ООН Набиль Фахми заявил, что решение Каира развивать атомную энергетику не связано с ядерными амбициями Ирана. ОАЭ и Бахрейн публично пообещали не создавать мощности для обогащения урана и переработки топлива, которые могут быть использованы для получения материалов для создания оружия.
Насколько в действительности опасно это вдруг усилившееся увлечение в мире ядерной энергией? Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Виталий Федченко рассказал «НГ», что «по большому счету строительство атомных электростанций еще не предполагает появления технологий, которые позволяли бы создать ядерное оружие. Если развивающиеся государства будут просто строить на своей территории электростанции, не создавая предприятий по обогащению и переработке ядерного топлива, то ничего страшного в этом нет», – подчеркнул Федченко.
Тем не менее эксперт не исключает вероятности того, что какая-либо страна будет развивать ядерные технологии в рамках мирной программы, а потом решит выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и использовать эти технологии в военных целях. И в этом, по его мнению, состоит главная опасность неконтролируемой или недостаточно контролируемой атомной энергетической гонки.
В то же время возрастет оборот ядерных материалов, и в нем будут участвовать больше стран, соответственно этот процесс станет труднее контролировать и обеспечивать его безопасность. Тем не менее собеседник «НГ» отметил, что топливо для атомных электростанций не представляет большой ценности для террористов. «Из него даже нельзя сделать эффективную «грязную» бомбу, потому что свежее ядерное топливо само по себе не такое радиоактивное», – пояснил эксперт.