Третий по счету перенос сроков начала промышленной добычи нефти на пятом по величине в мире Кашаганском месторождении – на этот раз с 2011-го на 2012–2013 годы – спровоцировал казахстанские власти на новые угрозы в адрес иностранных операторов проекта. Эксперты полагают, что в итоге Казахстан добьется либо увеличения своей доли в проекте, либо роста полагающейся государству части в разделе продукции, либо как минимум крупных штрафов.
«Мы достаточно жестко будем реагировать на последствия, – заявил вчера министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев. – Если будет некоторый перенос сроков, то уже на этом этапе должны быть оговорены очень конкретные санкции». По мнению экспертов, Казахстан вряд ли сможет увеличить свою долю как акционер проекта, однако может потребовать увеличения своей доли в прибыльной продукции с нынешних 10% до 40%, о чем власти страны заявляли ранее. Кроме того, речь в очередной раз может пойти о материальной компенсации, размеры которой будут определены в ходе переговоров.
О том, что акционеры международного консорциума Agip KCO выступают за очередной, уже третий по счету перенос сроков ввода в строй «Кашагана», разрабатываемого на основании соглашения о разделе продукции (СРП), заявил сам Мынбаев. По его словам, более конкретные предложения с их стороны будут представлены к концу этого месяца. Тем не менее он заранее предупредил, что Казахстан намерен придерживаться жесткой позиции по предъявлению штрафных санкций в связи с новой отсрочкой.
Напомним, что первоначально месторождение «Кашаган», извлекаемые запасы нефти которого оцениваются в 7–9 млрд. баррелей, а общие геологические запасы нефтеносной структуры приближаются к 40 млрд. баррелей, планировалось сдать в строй в 2005 году. Тогда на это решение Казахстан согласился довольно легко, удовлетворившись компенсацией в 150 млн. долл. Однако когда сроки снова были пересмотрены и речь пошла о 2010–2011 годах и увеличении сметы проекта с 57 млрд. долл. до 136 млрд. долл., казахстанские власти возмутились. После долгих переговоров в январе этого года Астана убедила иностранных инвесторов удвоить долю госкомпании «КазМунайГаз» (КМГ) с 8,33% до 16,86%, согласившись заплатить за увеличение своего пакета около 2 млрд. долл. В свою очередь, международный консорциум выплатит Казахстану около 5 млрд. долл. в качестве компенсации. Однако, несмотря на увеличение доли КМГ, операционный контроль остается за иностранными акционерами, в состав которых помимо казахстанской госкомпании входят итальянская Eni, французская Total SA, американские Exxon Mobil Corp. и ConocoPhillips, британо-голландская Royal Dutch Shell PLC и японская Inpex Corp.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, пока трудно предположить, какую компенсацию потребует Казахстан на этот раз. Аналитик Собинбанка Михаил Занозин считает очень маловероятной возможность получения Казахстаном контрольного пакета в проекте. «Достаточно вспомнить, что даже увеличение доли «КазМунайГаза» с 8,33% до 16,86% вызвало резкую критику со стороны Евросоюза, – отмечает эксперт. – Второй раз такое ему не позволят, учитывая сильную зависимость страны от внешних заимствований. Так что повторение опыта России, которая смогла вернуть себе контроль над проектом «Сахалин-2», в данном случае вряд ли возможно». Скорее всего, предполагает Занозин, проблема решится выплатой компенсаций или увеличением рентных платежей в пользу государства. Кроме того, может быть вновь выдвинуто уже озвученное ранее требование об увеличении доли Казахстана в прибыльной продукции с нынешних 10% до 40%. Впрочем, конкретные параметры и суммы выплат будут зависеть от итогов переговоров между сторонами.
В свою очередь, директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток уверен, что в любом случае о разрыве соглашения говорить сегодня вряд ли приходится, поскольку стороны по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. «Казахстан все так же рассматривается Западом как альтернативный России источник энергоресурсов. В свою очередь, и Астана заинтересована в участии иностранных инвесторов – хотя бы потому, что данное месторождение очень непростое, а запасы нефти Кашагана относятся к разряду трудноизвлекаемых. Без западных партнеров и их опыта «КазМунайГазу» будет довольно трудно справиться». По мнению аналитика, пока не совсем ясно, к чему приведет новая отсрочка, однако можно с уверенностью говорить о том, что просто так ее казахские власти не пропустят и как минимум потребуют немалую компенсацию. «Кашаганское месторождение для республики крайне важно в макроэкономическом плане, и пересмотр графика его разработки лишит Казахстан значительных доходов, – считает Шток. – В принципе Казахстан мог бы попробовать получить операционный контроль над проектом, но это маловероятно. Позиция оператора слишком проблемна – заняв ее, Астана взяла бы на себя ответственность за возможные сбои проекта. Сейчас же есть возможность списывать провалы на иностранных инвесторов».