В мае прошлого года ФТС подала в Арбитражный суд Москвы иск с требованием взыскать с банка The Bank of New York (BNY) ущерб, «причиненный РФ в результате отмывания через счета BNY денежных средств, полученных в результате неуплаты налогов и таможенных пошлин».
Судьба иска – на сумму в 22,5 млрд. долл. – складывалась непросто. Исковое заявление то «терялось» по дороге в суд, то находилось, то оставлялось без движения из-за процессуальных нарушений. Позже выяснилось, что адвокаты ФТС забыли приложить к иску доверенность, подтверждающую их полномочия. В этой связи BNY потребовал оставить иск без рассмотрения. Заявление Банка о фальсификации неожиданно обнаружившейся в архивах ФТС недостающей доверенности было отклонено судом, но вылилось в скандал. В результате на суде были полностью озвучены условия соглашения, заключенного американской адвокатской фирмой Podhurst Orseck с ФТС для представления интересов службы. Выяснилось, что Podhurst Orseck, до этого «безупречно» представлявшая интересы РФ в этом и других процессах (ни один из таких процессов фирмой выигран не был), в случае выигрыша в российском суде получит беспрецедентный «гонорар успеха» – 29% от взысканных сумм (6,53 млрд. долл.). Из этой суммы российские адвокаты ФТС получат почти 3 млрд. долл. И сумма гонорара, и схема его уплаты, похоже, указывают на наличие партнерства между властью и бизнесом.
По мнению юристов, единственной «гарантией» возмещения «гонорара успеха» является всплывшая на судебном заседании 13 февраля информация о том, что из 29% гонорара успеха почти половину (13% от взысканий) должны получить «русские юристы». На суде ФТС представляют адвокаты Максим Смаль, Максим Полев и Наталья Духова. То есть каждый из них может претендовать почти на миллиард долларов!
Возникло, кстати, подозрение, что американские юристы могут потребовать деньги по результатам решения суда в РФ, даже если деньги еще не поступят на счета России. Особенно ярко на этом фоне выглядел тот факт, что даже в этом случае интересы «русских юристов» надежно защищены.
ФТС немедленно отреагировала: в «Российской газете» появились комментарии начальника правового управления службы Андрея Струкова, который старается «держать удар». Однако ни необходимость делиться с «российскими юристами», ни ужасы будущего преследования не так сильно повлияли на ход процесса, как доводы защиты BNY, представившей ходатайство о прекращении дела по неподсудности: закон RICO уголовный и подлежит рассмотрению в районных судах на территории США, а в России в принципе не применим. Два заключения, представленные защитой (МГИМО и Института США и Канады), считают использование иностранного уголовного права в России нарушением суверенитета. И рассмотрение этого дела Арбитражным судом Москвы просто немыслимо.
Кроме того, для нового президента России история с иском может быть неприятной вдвойне. Дело не только в независимости судов, таможенные службы собираются еще и отобрать в отечественном суде десятки миллиардов долларов в разгар кризиса банковской ликвидности.
Но если не заплатить юристам, то через год-два Россию ждет повторение печально известных событий вокруг исков компании Noga, ведь судиться для этих людей – их работа. Как пишут «Ведомости», многомиллиардный гонорар может быть взыскан с ФТС и РФ профессиональными сутяжниками уже через суд Флориды, поскольку подробности финсоглашения ФТС с юристами «прошли через процесс» в российском арбитражном суде и могут считаться подтвержденными «на практике».
Последним гвоздем в дело ФТС стала передача защитой платежек, по которым вместо суммы в размере 7,5 млрд. долл. (якобы отмытых через корсчета банков «Фламинго» и ДКБ российскими резидентами), основанной на материалах американского расследования, не дошедшего до суда и обвинений, через указанные счета прошло лишь 3,63 млрд. долл., при этом российские резиденты перечислили через них и того меньше – около 950 млн. долл. Главная задача ФТС – доказать виновность банка в нарушении законодательства при перечислении средств – может оказаться не только сложно осуществимой (закон RICO в РФ не применим), но и не реализуемой на практике (суммы явно расходятся).
Американский закон RICO, который, по утверждению адвокатов ФТС, позволяет утроить сумму 7,5 млрд. долл., взыскиваемую с BNY, является уголовным. Как пояснила на заседании защита BNY, требование, заявленное ФТС по уголовному праву США, российским арбитражным судом рассмотрено быть не может. Рассмотрение дела отложено до 13 мая. Переживет ли это заседание многострадальный иск к BNY, покажет время. Как и то, где иск будет рассматриваться дальше – в арбитражном суде в России, в районном суде США в Нью-Йорке или во Флориде.