Завтра пройдет третий аукцион по размещению на депозитных счетах в коммерческих банках временно свободных бюджетных средств. В отличие от первых двух аукционов на этот раз Минфин резко сократил объем предложения и повысил процентную ставку за пользование бюджетными деньгами.
Во вторник Минфин выставит на аукцион не более 50 млрд. руб. временно свободных средств федерального бюджета, что в 5–6 раз ниже предыдущих предложений. При этом минимальная процентная ставка размещения будет повышена с 7,25 до 7,5% годовых. Как и на апрельских аукционах, предельный период пользования бюджетными деньгами не превысит 1 месяца. Столь жесткие условия лишний раз подчеркивают целевой характер аукционов – на поддержание ликвидности в непростое для банковского сообщества время. В то же время масштаб проблем с ликвидностью не столь велик, как предполагалось ранее, что и предопределило нынешний размер размещения.
Напомним, что первый аукцион по размещению бюджетных остатков прошел 17 апреля, когда государство и банки опасались кассового разрыва у банков на сотни миллиардов рублей. Тогда Минфин выставил на аукцион 300 млрд. руб. по ставке отсечения в 7,25% годовых, что почти в два раза ниже инфляции. Но спрос не превысил 23,6 млрд. руб. Второй аукцион состоялся 24 апреля, однако его результаты оказались еще более скромными – из выставленных 250 млрд. руб. были востребованы лишь 17,625 млрд. руб. Как оказалось, банки явно не настроены на получение пусть и дешевых, но «коротких» денег. Что говорит о том, что кризиса ликвидности у них нет. В итоге Минфин решил резко уменьшить объем предлагаемых средств, а заодно и поднять процент за их использование.
«Самое простое объяснение появлению новых условий может быть следующим – если Минфин не смог разместить большие объемы средств под низкий процент, следует размещать меньшие объемы денег под более высокие проценты, – отметила в беседе с «НГ» заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова. – Судя по всему, кризиса ликвидности в банковской системе не наблюдается, поэтому и спрос на бюджетные средства довольно низкий».
В свою очередь, президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что изменение параметров аукциона свидетельствует о нежелании властей давать средства отечественной банковской системе. «Уменьшение объемов и повышение ставки говорит о том, что спрос на эти средства искусственно занижается, – считает Тосунян. – С другой стороны, можно согласиться с тем, что острой необходимости в этих деньгах у банков сегодня пока нет, поскольку кризиса ликвидности не наблюдается. Мы в свое время говорили о том, что свободные бюджетные средства должны в принципе находиться в кредитном обороте, поскольку есть огромная потребность в кредитовании. Но в ответ получали лишь доводы об угрозе роста инфляции».
Перед вторым аукционом руководство АРБ предлагало увеличить срок возврата бюджетных средств с четырех недель до полугода, однако понимания это предложение не нашло. «Минфин не видит задачи в том, чтобы, собирая налоги с предприятий, организаций и физических лиц, затем аккумулировать их под проценты на долгосрочных депозитах в банках», – заявил тогда замглавы Минфина Дмитрий Панкин. Источниками долгосрочных пассивов для банков, по его мнению, прежде всего должны служить сбережения населения, средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. А органам госуправления надлежит содействовать развитию этих источников путем поддержания макроэкономической стабильности, обеспечивая низкий уровень инфляции и устойчивость национальной валюты, комфортные условия для бизнеса.
Вопрос о том, каким образом Минфин может использовать временно свободные бюджетные средства в условиях отсутствия к ним интереса, вызвал у экспертов неоднозначные оценки. «Что касается размещения этих денег на счетах коммерческих банков – это довольно сложный вопрос, прежде всего с точки зрения процедуры, поскольку должно быть соответствующее распоряжение правительства и так далее», – считает Борзова. Однако глава АРБ в этом вопросе более категоричен: «Минфин сегодня как собака на сене – либо все останется так, как есть, либо он разместит их в какие-либо иностранные активы. Тогда как проблема отсутствия «длинных» кредитных средств останется нерешенной».