Фото Михаила Кирсанова
Трудно себе представить посещение президентом «Тойоты» завода АвтоВАЗ, чтобы посмотреть на уникальные российские разработки в области производства автомобилей. А к нам приезжал президент Коника-Минольта именно с целью знакомства с технологиями фотокафе, и, честно говоря, мы этим гордимся. Семь лет назад мы взялись за целенаправленную разработку новой модели розничной сети печати цифровых фотографий и необходимого для нее программного обеспечения. В результате мы создали систему быстрой цифровой печати и фотокафе, не имеющую зарубежных аналогов по производительности труда и удобству для конечных пользователей. Это подтверждается объемами печати цифровых фотографий, которых не достигает ни одна розничная точка в мире. Десятки тысяч клиентов фотокафе в Москве с удовольствием пользуются нашими услугами, несмотря на цены, которые значительно выше средних по локальному рынку. Мы решили воспользоваться своим технологическим преимуществом и развивать сеть фотокафе как первую зарубежную сеть высокотехнологичных розничных магазинов под брендом из России и на основе технологий, созданных в России.
Суть фотокафе в создании и продвижении нового стиля потребления услуги «печать фотографий», давно ставшей рутиной. А ведь сам процесс печати может не быть рутиной. Дело в эмоциональной вовлеченности, в удовольствии от процесса. Это приводит к тому, что наши клиенты посещают фотокафе в среднем в три раза чаще и печатают в четыре раза больше фотографий, чем в обычных фотомагазинах. Мы создаем большую эмоциональную вовлеченность, чем, скажем, сеть закусочных, потому что фотографии сегодня – это и личные воспоминания, и способ общения и повод для общения. Это интернациональное явление, и потому идея фотокафе как способ времяпрепровождения будет позитивно восприниматься в любых странах.
В качестве первого зарубежного рынка мы выбрали Японию. Выбор был обусловлен страстью японцев к фотографированию и размером потребительского рынка. Фотокафе было полностью переведено на японский язык, при этом были учтены особенности японского рынка. К примеру, транспортные карты, которые имеет почти каждый японец, открывают дополнительные возможности индивидуального подхода при обслуживании.
Первое фотокафе получилось достойным звания флагманского отделения. Оно расположено на первых трех этажах здания в центре Токио, оборудовано по последнему слову техники, фотографии клиентов доставляются за 8 секунд высокоскоростным лифтом. Но задача, стоящая перед нами, шире, чем создание одного салона. Бизнес, который мы строим, интересен и жизнеспособен не как «забавный бутик», а как постоянно развивающаяся сеть. Основа успеха сети – узнаваемый бренд, четко ассоциированный в сознании потребителей со стилем и формой оказываемой услуги. Любой розничный магазин требует времени на «раскрутку», то есть на приобретение круга постоянных клиентов. А для вывода на рынок нового бренда необходимы дополнительное время и ресурсы.
Мы рассчитывали, что, имея в активе конкурентоспособные технологии и работающий салон в центре Токио, легко сможем привлечь партнеров и дополнительные инвестиции для раскрутки бренда и роста сети фотокафе в Японии. Дело в том, что небольшая инновационная компания не может создать рыночную нишу и вынести всю нагрузку без привлечения партнеров. К сожалению, подавляющее большинство бизнесменов в России привыкли строить бизнес за счет административного ресурса. Допуская участие в проектах с краткосрочной отдачей, они с подозрением смотрят на долгосрочный инновационный проект, да еще и на зарубежном рынке.
Закон рынка жестко диктует: либо расчет на капитализацию (а значит, внедрение инноваций и отсрочка операционной прибыли), либо ставка на операционную прибыль и никаких рисков, связанных с необходимостью построения бренда, основанного на новом стиле потребления. Возможно, история капитализма в России еще слишком коротка для развития больших проектов, базирующихся на интеллектуальной собственности. При этом мы говорим не о культурных достижениях, которых в нашей стране достаточно много, а о том симбиозе бизнеса и инновации, который так хорошо работает на имидж Америки и других развитых капиталистических стран. А как было бы приятно, поехав за границу, встречать на каждом углу не только «Старбакс» и «Макдоналдс», но и российские марки.
В заключение – пример из другой жизни. В 1996 году в Израиле никому до тех пор не известная компания Mirabilis разработала интернет-пейджер (как тогда говорили), ныне известный как ICQ, а в нашем обиходе «аська». В 96-м средства текстовой коммуникации, конечно, существовали и другие. Но именно «аську» продали за несколько сотен миллионов долларов уже в 1998 году, сохранив при этом имя, компанию и все рабочие места на родине. Компании на первом этапе ее деятельности отказали в финансовой поддержке все, к кому обращались ее создатели, включая президента национального фонда «Инициатива», созданного как раз для поддержки местного бизнеса в области высоких технологий. Тем не менее «аська» выжила, став одним из удачных примеров распространения продукта посредством народной молвы. Иосиф Варди, отец изобретателя «аськи», сказал: «Я продаю экономический потенциал социального явления». В этом смысл создания бренда. В частности – российского бренда за границей.