Борис Тадич готов и дальше отфутболивать Россию, если Сербия не получит дополнительных уступок.
Фото Reuters
Надежды «Газпрома» быстро выйти на сербский энергетический рынок не сбылись. На прошлой неделе правительство Сербии вторично не смогло поддержать законопроект о ратификации сербско-российского энергетического соглашения, согласно которому государственная нефтеперерабатывающая компания «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS) должна была перейти под контроль российского газового монополиста. Более того, сербский министр инфраструктуры Велимир Илич как о свершившемся факте заявил о том, что в случае ратификации соглашения Россия обещала снизить экспортные пошлины на поставляемые в Сербию углеводороды, предоставив Белграду такие же преференции, какими пользуется Белоруссия. Неуступчивость Белграда ставит процесс завершения сделки по NIS в зависимость от внутрисербского политического противостояния и угрожает планам «Газпрома» по экспансии в Южной Европе.
Сербский телерадиоканал РТС приводит слова министра финансов Сербии Мирко Цветковича, который заявил, что членам правительства на голосовании не удалось набрать необходимого количества голосов «за». По словам министра, «против» проголосовали министры, представляющие правящую Демократическую партию и партию экономистов «G17», которые обосновали отказ тем, что в преддверии парламентских выборов 11 мая нынешнее правительство выполняет лишь технические функции. С учетом особенностей сербского конституционного законодательства вновь запустить ратификационный процесс удастся не раньше сентября, а его результат будет зависеть от расклада сил в новом парламенте, который сегодня не берется предсказать никто. Министр инфраструктуры Сербии Велимир Илич назвал «стыдом то, что некоторые министры не проголосовали за соглашение с Россией», пояснив, что это указывает на «безответственность представителей некоторых партий перед одним из настолько важных для страны проектов». Сожаление в связи с отказом сербского правительства поддержать этот законопроект выразил и российский посол в Сербии Александр Конузин. В свою очередь, зампред правления «Газпрома» Александр Медведев выразил надежду на скорейшую ратификацию соглашения с Сербией, напомнив, что это позволит приступить к следующему этапу проекта газопровода «Южный поток» – переходу к подготовке ТЭО проекта.
Напомним, что протокол об основных условиях приобретения «Газпром нефтью» 51% акций NIS был подписан в январе в присутствии президентов России и Сербии Владимира Путина и Бориса Тадича. Активно поддерживал сделку и ушедший в марте с поста главы правительства умеренный националист Воислав Коштуница. По условиям сделки «Газпром» должен заплатить за NIS 700 млн. долл., а затем вложить еще 600 млн. долл. в прокладку по сербской территории ветки газопровода «Южный поток» и строительство подземного хранилища на 300 млн. кубометров газа.
Отметим, что NIS – это вертикально-интегрированная компания с объемами добычи в 1 млн. тонн в год, переработкой в 7 млн. тонн нефти в год и собственной сбытовой сетью, и прозападные сербские политики требовали, чтобы компания была продана в ходе открытого тендера. Сейчас Сербия разделена на два лагеря в преддверии назначенных на 11 мая парламентских выборов. В одном из них, так называемом демократическом и прозападном, находятся Демократическая партия, движение Г-17 Младжана Динкича и Либерально-демократическая партия Чедомира Йовановича. Их поддерживают также партии нацменьшинств и некоторые региональные партии в Воеводине. Во втором лагере – Сербская Радикальная партия во главе с Томиславом Николичем, Социалистическая партия, представляющая наследников Слободана Милошевича, и Демократическая партия Сербии ушедшего в отставку премьера Воислава Коштуницы.
Прозападные партии хотят, чтобы NIS купила какая-нибудь западная компания, а не «Газпром», считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Проблема в том, что нефть в Сербию поступает из России и наша страна заинтересована в том, чтобы реанимировать старые сербские заводы. А западным компаниям эти заводы, которые не модернизировались со времен югославских войн, не нужны, тем более что в Европе постоянно вводятся новые более жесткие требования к качеству топлива», – сказал аналитик, добавив, что без модернизации сербские нефтяные заводы «скоро просто перестанут существовать». Но хотя сербские нефтяные заводы западным компаниям не нужны, однако правительства этих стран очень сильно политически давят на Сербию, чтобы не допустить договоренностей с Россией.
В попытке получить дополнительные козыри в деле ратификации соглашения Велимир Илич заявил несколько дней назад накануне своего визита в Москву, что собирается обсудить с главой Минпромэнерго Виктором Христенко конкретные параметры соглашения о снижении экспортных пошлин на российские нефть и газ для Сербии на 15–20%. В настоящий момент соглашение о льготных экспортных пошлинах на поставки нефти и газа действует только с Белоруссией и Казахстаном. Экспортные платежи для Белоруссии составляют треть от установленного уровня пошлин, а нефть, отправляемая в Казахстан, пошлиной не облагается. Между тем в Минпромэнерго подтвердили факт переговоров, однако ни о каких конкретных договоренностях на сайте ведомства не сообщается. В то же время по окончании переговоров в Москве Велимир Илич заявил, что шансы заключения договоренности о снижении пошлин велики. «Это договорено», – сказал сербский министр.
Впрочем, в сербских СМИ высказываются и другие точки зрения на перспективы нефтегазового соглашения. И.о. гендиректора компании «Сербиягаз» Саша Илич заявил в эфире телеканала Б-92, что Сербии не следует ожидать понижения цен на газ. А Ясна Петрович в белградской газете «Политика» пишет, что вероятность снижения цен на газ для Сербии «очень мала» и заявления Илича следует расценивать как «политический маркетинг». «Цены на газ формируются на мировом рынке», и «Газпром» работает ради получения прибыли, кроме того, ранее подписанное соглашение не предусматривает никаких ценовых поблажек, считает сербский аналитик.
Позиции «Газпрома» как одного из крупнейших поставщиков газа на переговорах достаточно сильны, и даже если сербская сторона будет требовать новых уступок, то их удастся свести к минимуму, считает аналитик ИК «Финам» Константин Рейли. Через какое-то время данные противоречия будут урегулированы. «В то же время я думаю, что Сербия получит определенные льготы, так как «Газпром» заинтересован в развитии мощностей в Восточной и Западной Европе и с его стороны было бы неуместно такую возможность упускать», – сказал аналитик.
«Рано или поздно соглашение будет подписано, но для того чтобы это произошло, пророссийской партии нужно показать, что российская сторона пошла на дополнительные уступки и эта сделка Сербии выгодна», – сказал Сергей Правосудов. По словам аналитика, российская сторона скорее всего пойдет на снижение пошлин. «Этот шаг не вызывает отторжения в Минпромэнерго, и недавно Христенко заявил, что эта тема рассматривается. Это выгодно для России, так как в результате снижения пошлин российскую нефть станет более выгодно перерабатывать в Сербии и соответственно больше денег можно будет пустить на модернизацию этих заводов», – заключил аналитик.