Александр Мишарин (в центре) раскрыл инвестиционные планы Минтранса.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Сегодня правительство рассмотрит вопросы развития и модернизации транспортной системы страны. Глава Минтранса Игорь Левитин надеется, что кабинет министров одобрит разработанную его ведомством Федеральную целевую программу (ФЦП) развития транспортной системы на период с 2010 по 2015 год. Ценовые параметры документа поражают воображение. Речь идет о 14 трлн. руб. государственных и привлеченных средств.
Вчера замглавы Минтранса Александр Мишарин объявил журналистам, что программа в случае ее принятия станет глобальным вызовом российской промышленности, поскольку для ее реализации потребуется увеличить выпуск всего спектра соответствующей продукции, начиная от самолетов и водных судов и заканчивая железнодорожными вагонами и специализированной дорожной техникой. Он также подчеркнул грандиозность проекта, представляющего собой 2 тыс. страниц текста. Впрочем, несмотря на то что столь значительный по объему и важности документ уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, остается целый ряд нерешенных системных проблем, которые требуют отдельного рассмотрения. Например, Минтранс беспокоит региональная неравномерность в развитии российских регионов: в частности, тот факт, что около 40 тыс. населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием. Остается проблема с отсталостью развития транспортной инфраструктуры в сибирских и дальневосточных регионах страны по сравнению с европейской частью. В этой связи подготовлен отдельный блок предложений, связанный с компенсацией расходов и снижением стоимости авиационных и железнодорожных билетов для населения Дальнего Востока. «Мы считаем, что эти компенсации должны быть адресными, то есть касаться отдельных категорий граждан», – пояснил Мишарин.
Кроме того, Минтранс беспокоит износ основных производственных фондов, а также низкая доля участия частного капитала в инфраструктурных проектах, поскольку решение столь масштабных проблем только за государственный счет невозможно. Между тем привлечение частных средств в транспортную отрасль становится все более проблематичным. «За последние 10 лет срок окупаемости инвестиционных транспортных проектов увеличился практически в два раза, – сокрушался представитель Минтранса. – Если раньше речь шла об окупаемости на протяжении 10 лет, то сегодня этот срок увеличен почти до 20 лет. Естественно, что на желании инвесторов это явление сказывается крайне негативно┘»
Касаясь тарифов на железнодорожные перевозки, представитель Минтранса пояснил журналистам, что на сегодняшний день общая рентабельность ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») составляет чуть более 2%. «То есть никакой прибыли не имеется», – уточнил Мишарин. Поэтому на заседании будет рассматриваться и введение инвестиционной составляющей в железнодорожный тариф. «Это даст дополнительный доход «Российским железным дорогам» в объеме 1,4 триллиона рублей примерно за 6 лет», – подчеркнул он. По словам замминистра, уже с 2009 года рост тарифов на грузовые перевозки за счет инвестиционной составляющей составит от 4 до 6%. Он также сообщил, что тариф на грузовые перевозки увеличится с 1 июля текущего года. «Решение принято, через неделю оно будет объявлено», – заявил чиновник.