Дмитрий Козак намерен противостоять углублению региональных диспропорций.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Точка в многолетнем споре о том, где именно работники должны платить налог на доход – по месту работы или жительства, – должна быть поставлена в этом или будущем году. Об этом заявил по окончании вчерашнего заседания правительства глава Минрегионразвития Дмитрий Козак. Если ему удастся продавить решение о переходе на уплату налога на доходы физлиц (НДФЛ) по месту жительства, то Москва и Санкт-Петербург лишатся десятков миллиардов рублей ежегодных налоговых поступлений, а прилегающие к ним области, напротив, ровно настолько же свои бюджеты увеличат.
Вчера правительство не смогло принять решение о целесообразности уплаты НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства. Как сообщил по окончании заседания кабинета министров Дмитрий Козак, окончательного решения на этот счет пока нет, хотя дискуссия по этому вопросу возобновляется ежегодно и тянется на протяжении восьми лет. «В конце концов, в среднесрочной перспективе до 2011 года целесообразно перейти на уплату налога по месту жительства», – сформулировал Козак позицию своего министерства, однако подчеркнул, что на этот счет есть и другие мнения, особенно в части администрирования этого налога.
«Мы будем работать с Минфином и Федеральной налоговой службой (ФНС) по этому вопросу, – пояснил Козак. – Мы знаем, как это могло бы быть, но как будет – еще не решено, это вопрос технический, относящийся к компетенции опять же Минфина и ФНС». При этом он не исключил и варианта, при котором ситуация останется неизменной. «Вполне допускаю, что никакого решения не будет принято, и все останется как есть, – отметил глава Минрегионразвития, – главное – не дискутировать бесконечно».
НДФЛ является одним из основных налогов, формирующих доходную базу регионов и местных бюджетов. Именно поэтому в его уплате по месту жительства заинтересованы области, примыкающие к крупным промышленным центрам. Например, нагрузку по финансированию социальной базы населения в Московской области несет на себе областной бюджет, тогда как сотни тысяч ее жителей, работающих в Москве, пополняют своими налогами бюджет столицы. Согласно официальной статистике, ежедневно на работу из области в Москву выезжают 600 тыс. человек, а в обратную сторону зарабатывать деньги едут всего около 150 тыс. Руководство области неоднократно выходило с законодательной инициативой, призванной изменить положение дел, но пока безрезультатно. При этом собственные потери областные власти оценивают в 20 млрд. руб. в год.
По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, НДФЛ – базовый налог, через который регионы получают средства для своего развития, и было бы правильно платить его именно по месту жительства. «Однако проблема упирается в издержки администрирования и противодействие со стороны столичных властей, поскольку речь идет о десятках миллиардов рублей в год, – поясняет эксперт. – Конечно, при сегодняшнем отвратительном госуправлении можно было бы перекинуть все эти издержки на бизнес, и тогда проблема была бы решена уже «позавчера», но все упирается в то, что затраты при изменении схемы уплаты НДФЛ лягут и на государственные учреждения».
Гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова отмечает, что в уплате НДФЛ по месту жительства заинтересованы Московская, Ленинградская, Тверская и другие прилежащие к Москве и Санкт-Петербургу области. «Например, приезжающие в Москву трудовые мигранты составляют примерно 30% всех работающих в столице и приносят в местный бюджет около 14 миллиардов рублей в год, – говорит аналитик. – А в регионах, где нет природных ресурсов, – например, в Новосибирской области – доля НДФЛ в региональном бюджете составляет около 70% и отток трудовой силы влияет на бюджет еще более существенно». По ее словам, против изменения существующей схемы и зачисления НДФЛ в региональные бюджеты помимо московских властей выступает и глава Минфина Алексей Кудрин. «В Минфине полагают, что это приведет к снижению темпов развития регионов, у которых пропадет стимул создавать новые рабочие места, – отмечает Касьянова. – Кроме того, основным аргументом против уплаты подоходного налога по месту жительства является усложнение работы бухгалтерии компании и, как следствие, усложнение администрирования НДФЛ».
Региональным властям стоит внимательнее просчитать последствия и перспективы изменения существующей схемы, считает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «В принципе идея по взиманию налога на доходы физлиц по месту жительства логична и правильна, но если брать ту же Москву и область, то стоит отметить, что поток растет не только в сторону столицы, но и в обратном направлении, – отмечает эксперт. – В Москве перспектив для развития становится все меньше, тогда как в области появляется все больше различных предприятий, в том числе и выводимых из нее в область. Не исключено, что в обозримом будущем ситуация может поменяться, и не придется ли тогда столичным властям требовать того же, чего сегодня требуют власти области...»