Российский фондовый рынок очень сильно зависит от нефтяных цен, которые могут упасть в ближайшее время. С таким предупреждением выступил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. Аналитики также считают падение нефтяных цен весьма вероятным, но надеются, что отечественный фондовый рынок устоит.
Показатели российского фондового рынка сопоставимы с Китаем и Индией, хотя и отличаются меньшей емкостью. «Однако Россия в отличие от этих стран очень сильно зависит от цены на нефть. И фондовый рынок, так же, как фондовые индексы, зависят от цены на нефть. А цена на нефть ведет себя совершенно неопределенно», – заявил Алексей Кудрин в кулуарах встречи финансистов стран «большой семерки» в Вашингтоне.
«В условиях нестабильности финансовых рынков нефть стала предметом инвестиций. Все это перегревает рынок», – считает глава Минфина. Комментируя надежность вложений в российский фондовый рынок в сравнении с рынками Китая и Индии, он отметил, что по нынешним показателям инвестиции в ценные бумаги российских компаний и российского правительства «вполне сопоставимы по качеству и надежности, но наш рынок менее емкий».
Министр отметил, что цена на нефть выше 100 долл. за баррель спекулятивная – зависит и от политических событий, и от курса доллара, и от нестабильности финансовых рынков, когда спрос на нефть завышен, она становится предметом инвестиций. «Неустойчивость цены на нефть в перспективе показывает, что наш фондовый рынок имеет дополнительные риски по сравнению с другими, и для нашей страны остаются вопросы зависимости», – отметил Кудрин и напомнил, что еще в январе 2007 года российская нефть стоила около 50 долл. за баррель, а сегодня стоит уже дороже 100 долл. «Цена в 100 долларов и выше является неустойчивой, спекулятивной, она не продержится долго. Она сегодня оторвалась от основных показателей спроса и предложения, зависит от многих событий, в том числе политических, локальных и связанных с объемами добычи», – заявил Кудрин.
Министр напомнил, что по-прежнему звучат предложения об инвестировании нефтедолларов на внутреннем финансовом рынке. По словам министра, суть идеи инвестирования фактически заключается в том, чтобы за счет государственных нефтегазовых доходов усилить спрос в экономике, которая и так зависит от нефтяных доходов. «Тогда в случае снижения цены на нефть, а к этому надо быть готовыми, наша экономика может получить двойной удар: и частный сектор снизит доходы, и государство не сможет в таком же объеме поддерживать спрос», – отметил Кудрин.
Впрочем, предупреждения Кудрина относительно высоких рисков и падения фондовых индексов в России могут быть лишь одним из аргументов Минфина в споре об увеличении госрасходов. Так, нынешние высокие цены на нефть формируются не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. По данным Международного энергетического агентства, объемы ежесуточной добычи нефти 13 стран – членов ОПЕК снизились в марте на 0,3 млн. – до 27,3 млн. баррелей – по сравнению с предыдущим месяцем. В январе этот показатель составил 27,8 млн. баррелей. Эксперты связывают падение добычи с проблемами в Нигерии и Ираке и делают выводы, что подобная тенденция может в ближайшие месяцы усилиться. При этом снижение добычи произошло вопреки последним заверениям министров ОПЕК о поддержании объемов производства.
Точно так же представители Минфина вспоминают о высоких рисках на фондовых рынках в зависимости от ситуации. На прошедшей 8 апреля коллегии Минфина Алексей Кудрин, с одной стороны, советовал держателям акций народных IPO не торопиться продавать подешевевшие бумаги ввиду скорого подъема фондовых индексов. Одновременно в качестве аргумента против вложения госрезервов внутри страны глава Минфина указал на опасность потери средств на российских биржах.
Противоречивые заявления Кудрина явно не радуют российских аналитиков и игроков фондового рынка. «Китайский рынок на сегодня более рискованный, чем российский. На фондовый рынок Китая в качестве игроков идет огромный приток населения, и этот факт создает дополнительную волатильность. Не случайно темпы падения китайских индексов бывают выше российских, на этом фоне наши биржи выглядят вполне пристойно», – не соглашается с Кудриным старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. Поддержку российским рынкам, по его словам, окажут и аукционы по размещению свободных бюджетных средств на счетах коммерческих банков. Как сообщил в пятницу глава Минфина, 16–17 апреля могут пройти первые аукционы, на которых банкам для поддержания ликвидности будут предложены бюджетные средства в объеме 10–15 млрд. долл. на срок более двух недель. «Некоторая часть этих денег окажется на фондовых рынках, хотя они и не станут ведущим фактором», – считает Данилов.
«Мы также ожидаем снижения нефтяных цен в ближайшие один-два месяца, однако среднегодовая цена окажется выше прошлогодней и выше прогнозных значений», – говорит директор департамента внебиржевых операций «Брокеркредитсервис» Евгений Старцев. По его словам, распределенные на аукционах бюджетные деньги в основном перетекут на рынок межбанковских кредитов и вряд ли будут использованы для покупки акций. «Однако участие бюджета в решении проблем ликвидности фондовый рынок воспримет с оптимизмом, а у инвесторов может возникнуть новый виток интереса к фондовому рынку», – считает Старцев.