Мировой кризис нанес непоправимый удар по планам компаний из СНГ, в том числе и России, использовать для своего развития такой прежде популярный финансовый источник, как первичное размещение акций – IPO. За первый квартал 2008 года через IPO они смогли привлечь в 20 раз меньше денег, чем за первый квартал 2007 года. По мнению экспертов, снижение объемов инвестиций может затормозить развитие отечественной экономики и негативно сказаться на планах роста ВВП. К лучшему ситуация может измениться не ранее чем к концу года. Впрочем, нет худа без добра. Инвестированные в ходе IPO средства относятся к разряду спекулятивных. В случае кризисов их можно легко вывести с рынка, что может поставить под вопрос финансовую стабильность стран, чьи компании ранее увлекались IPO.
Согласно последним исследованиям, проведенным международной консалтинговой компанией PBN Company, начало текущего года ознаменовано резким спадом IPO как по количеству, так и по объему привлеченных средств. В отличие от первых кварталов 2005 и 2006 годов, когда состоялось по четыре предложения на 1,7 млрд. долл. и 1,35 млрд. долл. соответственно, а также рекордного первого квартала 2007 года, когда было проведено пять размещений примерно на 10,6 млрд. долл., за январь–март 2008 года были завершены только два размещения. Из них лишь одно провела российская компания – на 466 млн. долл. разместила свои бумаги ТГК-7.
Эксперты PBN отмечают, что причиной такого обвала в секторе IPO стал кризис, потрясший мировые кредитные рынки. «Снижение активности в сегменте IPO сейчас наблюдается во всем мире, – пояснил главный управляющий PBN Company Питер Некарсулмер. – Кроме того, российские компании опасались, что выборы президента России, назначенные на начало марта, могут оказать негативное влияние на публичные размещения в первом квартале. Сейчас, когда имя нового президента уже известно, мы с уверенностью смотрим на объем предстоящих IPO». По его мнению, в ближайшие месяцы значительного увеличения количества IPO ожидать не стоит – в лучшем случае негативная тенденция изменится лишь к третьему или четвертому кварталам года.
Между тем снижение количества IPO отмечается по всему миру: в США за январь–февраль их число снизилось на 79% – до 10 сделок, в Европе – на 76% – до 16 сделок, в Японии – на 60% – до 6 сделок, в Северной Азии, включая Китай, – на 29% – до 35 сделок, в Индии – на 42% – до 15 сделок.
Большая часть опрошенных «НГ» экспертов уверена в том, что пока нервозная ситуация, наблюдающаяся на рынках, не успокоится, ждать увеличения количества желающих привлечь средства под свои акции не стоит. Впрочем, как отмечает инвестиционный консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Николай Спасский, признаки улучшения есть уже сейчас, хотя прогнозы все равно остаются достаточно пессимистичными. «Несмотря на сохраняющуюся напряженность, игроки уже смирились с кризисом, и паники, которая наблюдалась, когда он только набирал обороты, уже нет, – считает аналитик. – Рынок готов работать в новых условиях, так что к планам относительно проведения IPO компании начнут возвращаться к концу этого года».
Отмечая существующую связь между мировыми процессами, аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко говорит и об исключениях. «Несмотря на кризис, больнее всего ударивший по США, недавнее размещение акций VISA – оператора крупнейшей в мире платежной системы – прошло более чем успешно, и компания привлекла около 20 миллиардов долларов, что стало рекордным объемом для американского рынка».
Однако в вопросе о негативном влиянии на российскую экономику, которое оказывает перенос или отказ от размещения акций на бирже, мнения экспертов разошлись. «Я не думаю, что резкое снижение выхода компаний на IPO является однозначно негативным фактом, – полагает Слипченко. – С одной стороны, чем больше компаний размещают свои акции на открытом рынке, тем лучше, но говорить о существенных потерях в экономическом росте при этом вряд ли возможно». В свою очередь, Николай Спасский указывает на тот факт, что основной целью выхода на биржу для 76% российских компаний является привлечение средств для развития бизнеса или региональной экспансии. «Таким образом, перенос сроков проведения IPO замедляет развитие экономики, соответственно снижается и ВВП страны», – считает он. В этой ситуации, по мнению аналитика, компании вынуждены будут искать другие способы привлечения средств, одно из которых – стратегическое сотрудничество. «Привлечение стратегического инвестора более выгодно, чем проведение IPO, поскольку компания получает надежного и заинтересованного партнера, который будет способствовать развитию совместных проектов, не исключено, что при помощи своих разработок и технологий, – поясняет Спасский. – Но, с другой стороны, появление нового партнера приведет к потере независимости и свободы, так что все планы по развитию компании придется обсуждать с новым компаньоном».