Денежные переводы от мигрантов составляют треть ВВП Киргизии. Об этом «НГ» сообщили вчера в правительстве республики. По данным статистических органов, в минувшем году работающие за пределами страны, в основном в России, киргизы перечислили домой более 1 млрд. долл. Нынешней весной отток трудовой силы за рубеж продолжился.
Каждый год с началом весны десятки тысяч граждан Киргизии выезжают в Россию на заработки. Часть из них осенью вернутся на родину, часть останутся за границей навсегда. Киргизские рабочие, как надеются в киргизском правительстве, будут строить спортивные объекты в Сочи к Олимпиаде 2014 года. На днях чиновники посольства Киргизии в РФ провели соответствующие переговоры с представителем президента России в Южном федеральном округе Григорием Рапотой. Находя рабочие места для трудоустройства своих граждан за пределами Киргизии, Бишкек пытается решить проблему безработицы и снизить социальную напряженность в собственной стране.
На данный момент, по официальным данным, в России работают около 300 тыс. граждан Киргизии, по неофициальным – более 1 млн., еще около 70 тыс. трудятся в Казахстане. Точного количества мигрантов назвать не может никто. В прошлом году собственную родину покинули около 30 тыс. человек, обратно вернулся лишь каждый тридцатый.
По словам киргизского политолога Нура Омарова, опирающегося на официальную статистику, 83% выехавших из страны трудовых мигрантов составляют этнические киргизы, 17% приходится на граждан других национальностей. Подавляющее большинство мигрантов – 96% – люди в возрасте от 18 до 45 лет, то есть наиболее мобильная, активная и трудоспособная категория населения.
Трудовая миграция приносит Киргизии ощутимую пользу – только за 2007 год мигранты, работающие в России и Казахстане, перечислили в республику более 1 млрд. долл. Если в 2002 году подобные поступления составляли 5% ВВП страны, то сейчас это уже 27%. По данным специалистов, 70% денег отправляются в сельскую местность родственникам мигрантов. Средства сельчане используют в первую очередь для покупки продуктов, одежды, а также на строительство, ремонт или покупку жилья. Лишь небольшая часть поступающих из-за рубежа переводов вкладывается в долгосрочные проекты, основная – проедается.
Если несколько лет назад граждан Киргизии можно было встретить лишь в крупных российских городах – Москве, Самаре, Екатеринбурге, – то сейчас они едут работать в самые отдаленные уголки России, условия там хуже, но зарплаты выше. К примеру, киргизская диаспора есть на Сахалине.
По мнению Нура Омарова, выезд трудовых мигрантов позволяет снять социальное напряжение в обществе, привлечь дополнительные средства в экономику, однако это всего лишь «краткосрочный демо-эффект, негативные следствия которого существенно перевешивают получаемые сегодня выгоды».
С Омаровым согласен экс-глава МИД Киргизии Муратбек Иманалиев: «Постоянный отток населения за пределы Киргизии вызывает логичный вопрос – с кем мы будем работать? Надо задуматься о том, кто будет жить в этой стране через пять лет». Прогнозы политологов уже начали сбываться – страна испытывает дефицит профессиональных рабочих. Киргизстанцы уезжают работать в Россию и Казахстан, а их места занимают таджики, узбеки, китайцы. Как следствие – нарастает угроза отторжения от Киргизии приграничных районов на юге страны, опустевшие территории заселяют жители соседних государств.
По мнению экспертов, пока условия жизни и труда в стране значительно не улучшатся, ожидать возвращения граждан на родину не стоит. Между тем, по заявлениям чиновников, ситуация в экономике Киргизии в этом году «развивается по негативному сценарию».
Бишкек