Рост нефтедобычи и переработки не поспевает за темпами внутреннего потребления. В результате падает экспорт отдельных видов нефтепродуктов. По данным таможенников, за два последних месяца резко снизился экспорт автомобильного бензина, дизтоплива и керосина. Эксперты объясняют этот факт помимо роста внутреннего потребления еще и сезонными колебаниями экспортных поставок.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за январь–февраль текущего года экспорт сырой нефти из России в дальнее зарубежье снизился на 3,9% и составил 34,3 млн. т. В то же время ровно настолько – на те же 3,9% – вырос и объем экспорта нефтепродуктов. Однако при этом таможенники отмечают резкое сокращение экспортных показателей по отдельным видам топлива. Так, поставки в дальнее зарубежье автомобильного бензина сократились на 34,7%, дизельного топлива – на 11,6%, а керосина и реактивного топлива – сразу на 66,5%.
Опрошенные «НГ» эксперты, комментируя последние статистические данные, затруднились дать однозначный ответ, почему и вследствие каких причин произошло такое резкое снижение. С одной стороны, нехватки нефти и нефтепродуктов пока не наблюдается. По данным Минпромэнерго, добыча нефти с газовым конденсатом за январь–февраль 2008 года в России составила чуть более 80 млн. т, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,8%, а ее переработка увеличилась на 4,8%. Поэтому первое объяснение, которое приводят аналитики, – рост внутреннего потребления. Достаточно сказать, что количество зарегистрированных автомобилей в России в 2007 году составило 38 млн. штук, при этом всего за год этот показатель увеличился сразу на 2,8 млн. штук. Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК Минпромэнерго также констатирует рост внутреннего потребления. По его предварительным данным, за январь–февраль 2008 года на внутренний рынок с НПЗ нефтяных компаний поставлено 4,77 млн. т автомобильного бензина, чуть более 5 млн. т дизтоплива, 1,08 млн. т авиационного керосина. В процентах к прошлогоднему периоду поставки автомобильного бензина возросли на 4,5%, дизельного топлива – на 4,3%, авиакеросина – на 12,4%.
Как поясняет гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, никаких серьезных предпосылок для снижения экспортных поставок за рубеж с начала этого года не наблюдалось. «Никаких дополнительных пошлин на экспорт не вводилось, данных об остановке на ремонт какого-либо из крупных отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) также не было, – недоумевает эксперт. – Поэтому комментировать последние данные сегодня довольно сложно». По его мнению, есть вероятность, что в ожидании сезонного подорожания топлива из-за приближающейся посевной кампании часть российских НПЗ работают, так сказать, на склад. Однако даже этот фактор столь серьезное влияние на сокращение экспорта вряд ли оказывает.
С другой стороны, старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин предполагает, что отрицательный скачок экспортной статистики может объясняться колебаниями в экспортных поставках, которые довольно неравномерны, если наблюдать по отдельным месяцам. «Проще говоря, крупные экспортеры могли в конце прошлого года их увеличить, а в январе–феврале года нынешнего сократить, – считает эксперт. – Но в любом случае исследуемый период – два месяца – срок слишком незначительный, чтобы сегодня делать какие-то далеко идущие выводы».