Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин вместе с главой Енисейской промышленной компании (ЕПК) Дмитрием Сахно 3 апреля с вертолета осмотрел проектируемую трассу будущей железной дороги в Туве.
Несложно заметить, что в современной российской экономике массированное развитие идет по ряду ключевых позиций, выбранных в том числе и территориально. Эти «точки роста» могут быть и самыми неожиданными на первый взгляд. Скажем, любому сегодня ясно, чем объясняется повышенное внимание к Сочи, но вот много ли народу слышали про Туву? Между тем именно Туве, видимо, предстоит стать одним из ключевых в смысле ускоренного и эффективного экономического развития сибирских регионов. Следует еще отметить, что внимание российских властей и частного бизнеса к отдаленному и экономически депрессивному региону внушает большой оптимизм, поскольку опровергает все возможные подозрения в тактике потемкинских деревень. Мол, из Сочи-то можно конфетку сделать, всей страной-то навалившись, а вот вы попробуйте реальную глубинку поднять, во глубине, так сказать, самых что ни на есть пресловутых сибирских руд┘ Однозначно – пробуют. И небезуспешно.
Причем все основания экономического чуда, безусловно, у региона есть. Главным образом благодаря именно «сибирским рудам», то есть богатейшей тувинской минерально-сырьевой базе. А еще точнее – богатейшему Улуг-Хемскому угольному бассейну, частью которого является Элегестское месторождение дефицитных во всем мире высококачественных коксующихся углей. Лицензия на разработку угля принадлежит Енисейской промышленной компании – это добывающая структура Объединенной промышленной корпорации. Однако без железной дороги создание в Туве современного угледобывающего комплекса стало бы невозможным. Да и самой Туве без «железки» – совсем никак.
«Тува представляет собой некий анклав. Республика изолирована от Большой земли кольцом таежных гор, хребтами Саян. И оставалась всегда в стороне от транспортных потоков, интеграционных процессов. У жителей сформировалось собственное почти островное мироощущение», – отметил в свое время председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол.
Так что в тувинском случае интересы государства и бизнеса явно совпали. ОПК выступила инициатором реализации проекта строительства 460-километровой железнодорожной ветки Курагино–Кызыл, увязав его с освоением Элегестского угольного месторождения.
В присутствии полпреда и главы ЕПК 3 апреля на Элегестском месторождении была добыта первая тонна коксующегося угля. Уже в текущем году ЕПК планирует добыть 775 тыс. т высококачественного коксующегося угля, в последующие годы – до 5 млн. т, а с 2014 года предполагает выйти на полную проектную мощность – 13,5 млн. т угля (12 млн. т концентрата) в год. Тогда ЕПК станет крупнейшим производителем коксующегося угля в России и третьим по величине производителем в мире.
Тува тоже внакладе явно не останется. Масштабное угольное производство в Туве существенно увеличит доходную часть республиканского бюджета и создаст в регионе не менее 3,5 тыс. новых рабочих мест. Строительство железной дороги Курагино-Кызыл в 2008–2013 годах гарантирует занятость 15–18 тыс. человек. А эксплуатация дороги даст постоянную работу 2,5 тыс. человек. Кроме того, магистраль решит проблему «северного завоза» в Туву и создаст условия для комплексного развития районов республики, прилегающих к железной дороге. В целом у региона есть вполне реальные шансы выбраться из глубочайшей дотационной пропасти и совершить метаморфозу в полноценного «налогового донора».
Собственно, это и называется государственно-частным партнерством, эффективным взаимодействием власти и бизнеса, что и стало темой визита Анатолия Квашнина в Туву. В регион также прибыли и другие представители федеральных структур. Реализация инвестиционных проектов в Туве будет тем вектором социально-экономического развития республики, который был определен еще на заседании правительства РФ, состоявшемся 13 марта этого года.