Премьер Виктор Зубков решил поддержать российский туризм необычным способом: ввести спецналог на частные отели, а пляжи раздать местным властям. Вчера на заседании правительства он раскритиковал Росимущество за необустроенность пляжей на юге России, а хозяев частных гостиниц – за то, что они объявляют их своими домовладениями. По данным турбизнеса, Россия становится все менее привлекательной страной для экскурсий и отдыха. А новые инициативы чиновников могут создать для туристов дополнительные неудобства.
«В России много красивых мест, есть, что посмотреть, но надо ими грамотно и эффективно распорядиться», – сказал Зубков, открывая в четверг заседание правительства, на котором обсуждался проект стратегии развития туризма в России до 2015 года.
«Юг России – это красивейшие места. Краснодарский край, Черное, Азовское, Каспийское моря – там можно удвоить, утроить количество туристов», – заявил премьер. По его словам, для этого нужно строить новые гостиницы, в том числе небольшие, семейные. «Но бизнес этот идет плохо, поскольку как только человек построил гостиницу, его тут же облагают налогами», – отметил Зубков. Из-за этого владельцы гостиниц «называют их домовладениями и все равно селят туда людей».
Как пояснил глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, правительство пообещало в течение двух-трех недель рассмотреть предложение администрации Краснодарского края об упрощении системы налогообложения небольших отелей. По его словам, предлагается ввести один спецналог – либо 15% от прибыли, либо 6% с оборота. «По сути, это должна быть упрощенная система налогообложения», – заявил Виктор Зубков.
Кроме того, правительство поручило Минэкономразвития в течение двух недель решить вопрос о передаче пляжных территорий муниципалитетам и местным властям. «Росимущество сидит как собака на сене – и само не использует эти пляжи, и не передает их в регионы, в муниципалитеты. Думаю, надо принимать решение и поднимать эти вопросы на государственный уровень», – сказал премьер.
Между тем представители турбизнеса оценивают правительственные инициативы, мягко говоря, неоднозначно.
«Передача пляжей местным властям создает дополнительные риски для развития туризма. Опыт последних лет показывает, что многие местные и региональные власти часто распродают курортные территории частным владельцам, после чего доступ туда туристов фактически прекращается. Такая ситуация, в частности, сложилась в Анапе и на побережье Байкала. После распродажи побережья нескольким новым владельцам эта курортная территория уже не может использоваться как единый туристический комплекс», – заявила «НГ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. По ее словам, въездной туризм в Россию сократился в 2007 году на 9% по сравнению с 2006 годом. Число иностранных туристов в России в 2007 году оказалось даже меньше, чем в предкризисном 1997 году. Одновременно выезд российских туристов за рубеж в 2007 году увеличился на 21%. «Эти факты говорят о том, что туристическая привлекательность России – как для иностранцев, так и для самих россиян – не растет, а падает», – отмечает Тюрина.
«Если мы хотим развивать туризм, то для начала нужно отменить налог на добавленную стоимость для тех путевок, которые продаются иностранцам. Въездной туризм – это фактически оказание экспортных услуг, которое может быть освобождено от НДС, однако правительство пока не готово идти навстречу пожеланиям турбизнеса», – отметила представитель РСТ. По ее данным, около 95% иностранных туристов едут в Россию на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург и по городам Золотого кольца. Но даже в этих центральных городах ощущается острейшая нехватка туристических гостиниц классом три звезды.
Нынешние налоги на частные гостиницы никак не стимулируют развитие этого бизнеса, и переход к приемлемым налоговым ставкам наверняка будет выгоден их владельцам. Пока же хозяева небольших отелей предпочитают объявлять гостиницы собственным жильем и одновременно откупаться от проверяющих, которые закрывают глаза на сдачу этого жилья отдыхающим. «На практике отличить частный дом и частный отель почти невозможно. Однако если владельцы поймут, что им выгоднее платить официальные налоги, а не взятки, то они сами предпочтут называть вещи своими именами», – отмечает Тюрина.