Проект газопровода Nord Stream, или «Северный поток», призванного обеспечить поставки российского газа по дну Балтики в обход капризных стран-транзитеров вроде Украины или Белоруссии, дорожает на глазах. Накануне намеченного выпуска еврооблигаций, который, как ожидается, пройдет на этой неделе, «Газпром» объявил о том, что стоимость прокладки Nord Stream обойдется в 7,4 млрд. евро, или около 11,7 млрд. долл., учитывая текущий валютный курс. Таким образом, стоимость проекта выросла почти в три раза, учитывая, что изначально затраты на его реализацию оценивались в 2,5 млрд. евро. Впрочем, как отмечают эксперты, очередное повышение может оказаться далеко не последним, поскольку само строительство, по сути, еще не начиналось.
До последнего времени в «Газпроме», говоря о стоимости проекта, отмечали, что ориентировочно она составит 6 млрд. евро. Правда, бывший канцлер Германии, а ныне председатель комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер в прошлом году назвал куда более серьезную цифру – 8 млрд. евро. Около 30% этой суммы будет оплачено из карманов акционеров компании, а большая часть – около 70% – поступит в виде займов. Контрольный пакет – 51% акций – проекта принадлежит российскому монополисту, оставшаяся часть разделена между немецкими E.On и BASF, а также голландской Gasunie.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, рост стоимости прокладки нового трансъевропейского газопровода вполне оправдан и его подорожание – почти на 1,5 млрд. евро за последние полгода – называть сверхъестественным нельзя. При этом причин для повышения приводится довольно много. В частности, речь идет об увеличении стоимости самих работ, а также продолжающегося мирового удорожания металлов и других материалов. По словам аналитика Собинбанка Михаила Занозина, иностранные партнеры и раньше говорили о том, что затраты на прокладку «Северного потока» будут расти. «Речь идет о подорожании услуг по прокладке, а также стоимости труб и других расходных материалов, – отмечает эксперт. – Но если говорить о рентабельности, то данный проект носит не только экономическое, но и политическое значение». В частности, речь идет о поставках газа в Европу в обход многих транзитных государств, среди которых Украина и Белоруссия, с властями которых в последнее время возникают сложности. И хотя мощность газопровода, запланированная на перекачку около 30 млрд. кубометров природного газа в год, не позволит совсем отказаться от транзита по украинской территории, транспортные риски для «Газпрома» существенно снизит.
Кроме того, эксперты напоминают, что с экономической точки зрения Nord Stream – далеко не самый дорогой проект. «В мировой практике существуют проекты подобных газопроводов, которые в ходе работы дорожали более чем в два раза. Можно привести похожий пример Алжира и Испании, – поясняет Занозин. – У них цена прокладки составила более 6 миллионов долларов за один километр, а в «Северном потоке» первоначально закладывалась стоимость около 3 миллионов долларов за один километр трубы. И даже сегодня, с учетом нового подорожания, речь идет примерно о 4,5 миллиона долларов на километр». Кроме того, отмечает аналитик, повышение стоимости изначально прописывалась в контракте: как правило, в документах указывается возможность изменений, связанных с подорожанием расходных материалов, а также рабочей силы.
В то же время аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко уверена, что с проектом Nord Stream происходит все то же самое, что и с проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)», затраты на который периодически увеличиваются. По ее словам, ранее озвученные цифры носили предварительный характер, так как точно посчитать заранее стоимость такого сложного проекта очень непросто. «Инфляция издержек объективно ведет к его удорожанию. Сейчас финансовые риски возросли, и к тому же разработчики начали детально просчитывать стоимость отдельных участков», – поясняет эксперт, полагая, что объявленное повышение стоимости может оказаться далеко не последним, учитывая нестабильную ситуацию на финансовых рынках. «В «Газпроме» хотели проложить Nord Stream стахановскими методами, но его конкретная техническая реализация оказалась сложнее, чем предполагалось», – говорит Кравченко.