Виталий Артюхов: человечество должно регулировать свои этические отношения с природой.
Фото автора
Корреспондент «НГ» встретился с бывшим министром природных ресурсов, профессором, доктором экономических наук, заведующим кафедрой МИРЭА, директором ФГУП ЦНИИ «Центр» Виталием Артюховым и обсудил с ним вопросы экологической безопасности России в свете задач, поставленных избранным президентом России Дмитрием Медведевым.
– Виталий Григорьевич, Дмитрий Медведев еще до своей победы на выборах не раз обращал внимание на важность вопросов экологической безопасности. Вы имеете богатый опыт управления процессами охраны окружающей среды. Какие изменения, на ваш взгляд, предвидятся в государственной политике в области экологии в ближайшие годы?
– Весьма существенные. Еще на состоявшемся в начале года заседании Совета безопасности России Дмитрием Медведевым была четко определена позиция по вопросам экологии, включающая комплекс конкретных мер, направленных на обеспечение экологической безопасности нашего государства. Это заседание стало этапным с точки зрения постановки перед органами всех ветвей власти ключевых задач в области экологической безопасности. В ходе заседания Дмитрий Медведев, в частности, подчеркнул, что «уже в ближайшие годы качество окружающей среды станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и каждого российского региона, не говоря уже о существенном влиянии этих факторов на демографическую ситуацию, на здоровье нации».
При этом хотелось бы отметить, что повышенное внимание к экологическим проблемам наше государство уделяет на протяжении последнего десятилетия. Это не случайно. Владимир Путин является известным специалистом по экономике природопользования. Он получил соответствующую ученую степень еще в 90-е годы прошлого столетия в знаменитой Петербургской горной академии. Еще в период своего первого президентского срока Путин обозначил вопросы экологической безопасности как одну из главных сфер государственных интересов. В конце 2000 года в одном из своих интервью он заявил следующее: «Я часто думаю, чем бы мне заняться после окончания моего срока пребывания на посту президента. Это благородная задача – поддерживать экологическое движение. По крайней мере я не пожалею о потраченном на это времени».
Уверен, что обозначенные приоритеты по обеспечению экологической безопасности под его руководством будут реализованы будущим правительством.
– А что сегодня вкладывается в понятие «экология»?
– Экология как наука имеет свой предмет и методы исследования. Усиленный рост урбанизации в последние десятилетия привел к искажению многих понятий, связанных с экологией, подмене предметной сущности науки на нечто, что можно «дать», «исправить», «улучшить». Бытуют некорректные выражения «хорошая экология», «плохая экология», «удовлетворительная экология». Экология как наука предполагает взаимодействие организма со средой жизни, т.е. Природой. Взаимодействие же предполагает срабатывание принципа обратных связей.
Те негативы, которые имеются в современном мировом социуме и трансформированы до уровня кризиса цивилизации и природного кризиса, вызваны тем, что произошло катастрофическое отчуждение человека от природы. По определению известного философа В. Хёсле сформировалась «безумная экспансия». А ведь природа, по Хёсле, также является объектом нравственной обязанности, она тождественна ценности, которую нельзя разрушить.
Озабоченность происходящим на планете давно уже стала прерогативой не только биологов (экологов), но и философов, и здравомыслящих ученых самых разных научных сфер. А решение проблем, связанных с указанными кризисными явлениями, требует прежде всего очерчивания их круга.
– Что это за проблемы?
– Сокращается биологическая способность природы к саморегуляции. Крупнейшие экосистемы планеты находятся под угрозой. Многие проблемы приобрели мировой масштаб. Загрязнение биосферы становится межгосударственной проблемой. Следствием загрязнения являются изменение климата, «парниковый эффект», эмиссия экотоксикантов, «кислотные дожди». Уменьшается лесной покров, разрушаются почвы. Загрязняются воды Мирового океана. Обостряются продовольственная проблема, дефицит питьевой воды. Происходит рост урбанизированных территорий, вследствие чего усугубляется проблема «солнечного голодания». Серьезную опасность представляют «озоновые дыры», связанные с ослаблением озонового пояса, защищающего все живое от проникновения на поверхность Земли смертоносного диапазона ультрафиолетового излучения. Не снята потенциальная опасность функционирования объектов атомной энергетики. И этот печальный список, к сожалению, имеет длинное продолжение с тенденцией к расширению.
Кризис окружающей среды глубоко связан с противоречием потребностей в сохранении ресурсов Земли и потребностей в приобретении благ. Чтобы разрешить это противоречие, человечество должно взять на себя обязательства по строжайшему соблюдению норм экологической этики, регулирующей этические отношения человека с природой, основанные на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера, равноправия и равноценности всего живого.
– Какие экологические проблемы переживает сегодня Россия?
– Практически все мировые экологические проблемы экспонируются и на Россию. При этом наши экологические проблемы имеют и свою специфику. Во- первых, профессиональная экологическая политика у нас находится только в начальной фазе развития. Наши экологические проблемы также связаны и с историей развития нашей промышленности, и нынешней структурой промышленного производства, и высоким уровнем изношенности технических средств и транспортной инфраструктуры и т.д. Все это негативно влияет на состояние экологической безопасности. Возрастают риски техногенных катастроф. При этом неверно было бы полагать, что сложившаяся экологическая обстановка – результат кризисных явлений в экономике 90-х годов. Весь этот негатив копился десятилетиями. По сути дела, многие годы страна мирилась с проявлением таких негативных факторов, как доминирование грязных, энергоемких и ресурсоемких производств, накопление гигантских масс не переработанных промышленных и бытовых отходов, а также запасов ядовитых и радиоактивных веществ, пренебрежительное отношение к природоохранным мерам.
Добавьте сюда низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды. В частности, отсутствуют механизмы рентного налогообложения в природопользовании. Нам также необходимо перевести в экономические категории совокупность природно-климатических и экологических факторов.
С другой стороны, именно в России в отличие от большинства развитых стран большая часть территории практически не вовлечена в «хозяйственный оборот». И осваивать эти территории необходимо очень бережно. Например, при реализации таких крупных проектов, как строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Северный поток». Или освоение шельфовой зоны Баренцева, Охотского и Карского морей.
И еще один аспект. В России, к сожалению, отсутствуют укоренившиеся традиции «экологической культуры». И речь здесь идет не только об участниках «грязных» производств, но и о многих рядовых гражданах, которые безнаказанно наносят вред природе на «бытовом» уровне. Например, посмотрите на безобразные свалки мусора, образующиеся возле большинства наших дачных поселков.
Закладывать традиции «экологической» культуры нужно с самого детства, со школы. Работая в МПР, я уделял этой проблеме первостепенное значение и добивался установления прямых контактов экологических служб с образовательными учреждениями для проведения воспитательной работы. Между прочим, я даже провел специальную встречу с российскими учителями, на которой обстоятельно обсуждались вопросы экологического воспитания.
– Какое место в период вашей работы в Министерстве природных ресурсов занимали вопросы экологии?
– Как вы помните, в конце прошлого века головной организацией, отвечавшей за вопросы экологической безопасности, являлся Государственный комитет России по охране окружающей среды. Затем он был упразднен, а его функции частично переданы в систему МПР России. Руководитель государственной службы охраны окружающей среды МПР России являлся первым заместителем министра и имел широчайшие полномочия по вопросам охраны окружающей среды. Наряду со службой охраны окружающей среды была также сформирована Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности, наделенная значительными контрольными и надзорными полномочиями. Были усилены такие направления работы, как экологическая экспертиза и экологический мониторинг. Наконец, в системе Министерства было впервые создано специализированное управление по вопросам экологического просвещения.
Мне приятно осознавать, что в период моей работы в Министерстве природных ресурсов были приняты Экологическая доктрина Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об охране окружающей среды». При участии большой группы ученых была также разработана Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России на 2002–2010 годы».
– Какие меры, на ваш взгляд, следовало бы предпринять государству для решения обостряющихся экологических проблем?
– Во-первых, государству и обществу необходимо осознание важности оптимизации отношений в системе: человек - природа - общество, исходя из принципов тождественности природы как «ценности», которую нельзя разрушить. Ценности самого человека как биологического вида. Закрепление их взаимосвязи в общественном сознании. А для этого нужно, в том числе, активно формировать экологическую культуру, о которой мы с вами уже говорили.
Во-вторых, государству необходимо предпринять целый комплекс конкретных энергичных действий, имеющих долгосрочный характер.
В частности, необходимо активизировать работу по неукоснительному соблюдению действующего законодательства и его совершенствованию. Ведь сегодня наше «экологическое» законодательство не стимулирует предприятия на переход на экологически эффективные технологии, а также на проведение природоохранных мероприятий. Нет у нас и действенных правовых механизмов возмещения причиненного экологического вреда. Наверное, следует серьезно проработать вопрос о введении различных «экологических» налогов, в частности, предусматривающих механизмы рентного налогообложения в природопользовании. А создание такого налогообложения связано с разработкой сравнительной оценки территорий по совокупному природоресурсному потенциалу с точки зрения бюджетной достаточности. Также необходимо ускорить реформы технического регулирования.
Хочу при этом отметить, что в плане законотворческой работы весьма оптимистичным является заявление Дмитрия Медведева на январском заседании Совета безопасности о том, что необходимые поправки в законодательство, направленные на охрану окружающей среды, а также повышение энергоэффективности экономики, могли бы быть внесены уже до конца текущего года.
Российское правительство должно также ускорить принятие федеральной целевой программы по химической и биологической безопасности на 2009–2013 годы и в целом создать необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах. Актуальным является принятие серьезных мер для ликвидации накопленных отходов, а также для их утилизации и вторичного использования. В стране уже в ближайшее время намечено создать современную отходоперерабатывающую индустрию. В этой связи обращает на себя внимание и потенциал, накопленный в оборонном комплексе. Необходимо адаптировать военные технологии очистки, утилизации, переработки для гражданских нужд, что позволит решать различные экологические проблемы, в том числе и проблему утилизации отходов. Следует также задействовать стимулы для создания в нашей экономике сектора чистых технологий с одновременным ужесточением санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду.
Самое серьезное внимание должно быть уделено развитию экологических новаций, являющихся одним из бурнорастущих и высокоприбыльных секторов мировой экономики.
Немаловажным фактором обеспечения экологической безопасности страны может стать экологическое страхование, которое позволило бы аккумулировать значительные финансовые средства для преодоления негативных экологически последствий техногенных аварий.
Конечно, необходима серьезная работа по разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти и координации действий в сфере экологии. Нужно активнее привлекать к «экологической» работе представителей академической науки, а также общественных экологических организаций.
– Какие структурные изменения органов исполнительной власти, задействованных в решении экологических проблем, следовало бы ожидать в свете масштабных задач, поставленных руководством страны по обеспечению экологической безопасности?
– На сегодняшний день основные функции по обеспечению экологической безопасности страны и сохранению природной среды рассредоточены среди нескольких федеральных структур. Это – Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росгидромет.
В ближайшее время, исходя из приоритетных задач, поставленных руководством страны, целесообразно самым серьезным образом изменить эффективность государственного управления, контроля и надзора в природоохранной сфере. При этом должно быть также исключено существующее дублирование функций. Полагаю, будут, в частности, разграничены полномочия экологической экспертизы и экологического контроля.
На нынешнем этапе следовало бы ввести в структуру правительства самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами охраны окружающей среды, например Государственный комитет по охране окружающей среды со структурированием управления по вертикали.
Было бы также целесообразно возложить функции экологического контроля на самостоятельный федеральный орган. Практика показала недостаточную эффективность органа экологического контроля ведомственного подчинения.
Указанный орган экологического контроля должен быть наделен целым рядом принципиально важных функций. Во- первых, речь идет о его непосредственном участии в разработке государственной экологической политики, осуществлении экологического контроля и соблюдении мер охраны окружающей среды. Это также контроль за обеспечением радиационно-экологической безопасности, экологической безопасности при обращении с особо опасными химическими и иными веществами, оборота опасных веществ и отходов, объектов животного и растительного мира. Это и осуществление экологического аудита, контроль мер по охране атмосферного воздуха, водной среды, почв и земель. Другим направлением его деятельности должен стать контроль за сохранением биоразнообразия, биоресурсов и среды их обитания, оценка здоровья окружающей среды, а также воздействия природопользователей на окружающую среду. Указанный орган должен будет также заниматься функционированием сети лабораторий анализа и государственного экологического мониторинга, оценкой экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Также хотелось бы подчеркнуть, что в своей деятельности указанные федеральные органы, ответственные за вопросы экологии, должны в обязательном порядке самым тесным образом взаимодействовать с «экологической» наукой, а также с экологическими общественными организациями и движениями.
Учитывая заявления высшего руководства страны, полагаю, что новое правительство в полной мере будет уделять первостепенное значение вопросам экологической безопасности.