Вчера Федеральная служба страхового надзора (ФССН) отозвала лицензию у крупного страховщика в области автогражданской ответственности (ОСАГО) страховой компании «Зенит». Расплачиваться по договорам, заключенным «Зенитом» и второй крупной страховой компанией «Рекон», лицензия у которой была отозвана неделей ранее, будет Российский союз автостраховщиков (РСА). На эти цели пойдет специальный фонд, формируемый всеми участниками рынка ОСАГО. Речь идет в общей сложности о 300 тыс. автовладельцев, застраховавших автогражданскую отвественность в этих компаниях, из них 200 тыс. числятся клиентами «Зенита».
Нарекания к деятельности «Зенита» и «Рекона» у ФССН возникли не на пустом месте. Например, форум сайта рейтингового агентства «Эксперт РА» пестрит негодующими отзывами граждан, пострадавших от деятельности упомянутых автостраховщиков. «Выиграл дело в суде против СО «Зенит», очень мутная фирма», – написал участник форума под ником «гость» в январе. А форумчанин «grand» в тот же день заявил о намерении подать в суд на «Зенит», так как компания ему несколько месяцев не выплачивает деньги по страховому случаю, передав при этом дело из Тольятти в Москву. Аналогичные действия пообещал предпринять и «Алекс», «безобразная контора», – резюмирует он. С ним соглашается участница форума под ником «Татьяна», заявившая, что такого «бардака и жульничества», как в «Зените», она «нигде не видела».
Глава РСА Андрей Кигим ранее оценил объемы неурегулированных обязательств по договорам ОСАГО каждой из двух компаний примерно в 300 млн. руб. Часть договоров перевели на обслуживание в «Русскую страховую компанию» (РСК). По оценкам участников страхового рынка, к настоящему времени выплаты РСК по долгам «Зенита» составили 10–15 млн. руб. В РСК совокупный объем обязательств компании «Зенит» по 19 филиалам оценили в сумму порядка 80 млн. руб.
У пострадавших от деятельности лишенных лицензии страховых фирм граждан возникнет масса проблем с получением выплат, так как «Рекон» не может предоставить в полном объеме документы для осуществления компенсационных выплат из фондов РСА. По информации ФССН, компания полностью потеряла контроль над региональной сетью и не имеет документов оттуда. В «Зените» ситуация немногим лучше: документы передаются в РСА, а основная часть региональной сети отошла под управление «Русской страховой компании».
Отметим, что средняя доходность бизнеса по заключению договоров ОСАГО довольно высока. В среднем по рынку по итогам прошлого года на выплату по страховым случаям расходуется не более половины от собранных с клиентов сумм. Как пояснил директор по работе со страховыми компаниями УК «АМК-финанс» Андрей Алешин, у «Зенита» был очень хороший страховой портфель и замечательный портфель по ипотечным рискам, но компанию подвели просчеты в финансовом планировании, в особенности завышенные траты на открытие офисов в регионах. «Акционеры принимали адекватные меры по спасению компании, но когда пошел вал проблем, они оказались бессильны», – сообщил эксперт.
Крах двух этих крупных компаний вызывает вопросы по поводу эффективности регулирования страхового рынка ФССН. Как признали ее представители, в связи со сложностью получения документации от лишенных лицензии страховщиков возникли проблемы с выплатами пострадавшим клиентам. Во избежание повторения подобных проблем в будущем ФССН рассматривает возможность введения требования о предоставлении другими страховыми компаниями в службу данных по заключенным договорам ОСАГО и об убытках в ежеквартальном режиме. «По всей видимости, это требование не будет распространяться на всех участников рынка ОСАГО, а лишь на тех, кто может оказаться в зоне риска. Вероятно, речь будет идти о компаниях, которые не входят в двадцатку-тридцатку крупнейших игроков», – сообщил Интерфаксу представитель ФССН.
До отзыва лицензий СК «Зенит» входила в РСА, а «Рекон» – во Всероссийский союз страховщиков (ВСС), о чем имеется информация на сайте союза. Однако президент ВСС Александр Коваль заверил корреспондента «НГ», что «Рекон» была исключена из возглавляемой им организации еще до момента отзыва у компании лицензии, так как «союзу не нужны компании, позорящие страховое сообщество». По его словам, «в ВСС и в ФССН понимали, что в компаниях есть проблемы» и «банкротить их было нужно как минимум на полгода раньше», с тем чтобы «не создавать проблем для застрахованных в них граждан». Однако система надзора работает таким образом, что лицензии у ненадежных компаний отзываются в тот момент, когда это «уже ничего не решает».
Александр Коваль указал на одну из причин неэффективности надзорной системы. Он отметил, что уже несколько лет функции надзора сосредоточены в двух разных ведомствах – ФССН и Минфине – и в страховом секторе отчетность сдается раз в квартал, что позволяет компаниям «исправлять» показатели, тогда как в банковском секторе операции отслеживаются в каждодневном режиме.