Минпромэнерго утвердило перенос сроков строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО). Вместо четвертого квартала 2008 года, на чем настаивал Дмитрий Медведев в бытность кандидатом в президенты, новой датой сдачи трубопровода утвержден конец 2009 года.
«Министром утвержден график завершения строительства первой очереди, она должна быть закончена в четвертом квартале 2009 года», – сообщил вчера глава центра общественных связей Минпромэнерго Кирилл Федоров. По его словам, в соответствии с принятыми правилами, график строительства ВСТО утверждается только визой министра, и так как дополнительного одобрения правительства не нужно, то теперь Минпромэнерго обязано только уведомить кабинет министров о своем решении. Впрочем, как отметил Федоров, до сих пор официальные сроки строительства ВСТО определяются постановлением правительства от 31 декабря 2004 года, и их перенос потребует внесения изменений в этот документ.
Между тем интрига с переносом сроков сдачи первой очереди ВСТО не сводится только к формальной правке правительственного документа. Попытку отсрочить до конца 2009 года сдачу трубопровода в феврале уже предпринимал отвечающий за этот проект президент «Транснефти» Николай Токарев. По его словам, общая готовность первой очереди ВСТО на начало февраля составляла лишь 46% при ранее запланированных 67%, что оттянет сдачу трубопровода в эксплуатацию примерно на год от запланированных сроков. Основной причиной отставания от графика он назвал экстремальные условия строительства системы и значительное увеличение протяженности трассы из-за требования президента Владимира Путина проложить маршрут в обход озера Байкал.
Заявление Токарева вызвало резко негативную реакцию тогда еще кандидата в президенты первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который потребовал от «Транснефти» и Минпромэнерго ускорить согласование документов по проекту и завершить его сдачу в ранее запланированный срок. Однако силы бюрократического торможения и объективные обстоятельства оказались сильнее воли Дмитрия Медведева. Побоявшись сразу перечить будущему президенту, Минпромэнерго для приличия формально рассмотрело оба варианта сдачи первой очереди ВСТО, а решение о переносе сроков сдачи на год приняло сейчас, после президентских выборов.
«Во время предвыборной кампании Дмитрий Медведев сделал ряд эмоциональных заявлений, чтобы показать себя крутым начальником. Но серьезным экспертам было понятно, что в нынешних условиях реализовать первую стадию проекта до конца 2008 года не было физической возможности», – прокомментировал создавшуюся ситуацию гендиректор фонда Национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Екатерины Кравченко, не факт, что и новые сроки окончания строительства первой ветки нефтепровода окажутся окончательными. При этом задержка со сдачей чревата ростом затрат на строительство. «Первоначальный бюджет всей восточной трубы уже вырос с 12 до 25 миллиардов долларов и, вероятно, будет увеличиваться и в будущем», – отмечает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров.
Затяжка с пуском объекта несет определенные отрицательные моменты. «Роснефть» уже в 2008 году собиралась поставить по ВСТО в Китай нефть с Ванкорского месторождения, а в бюджет Красноярского края компания должна была перечислять от этого проекта более 1 млрд. долл. налогов в год. Отразится задержка и на планах увеличения добычи нефти в Восточной Сибири таких компаний, как ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». Впрочем, аналитики считают, что ничего страшного в задержках сдачи и удорожании ВСТО пока нет. «По всем объемам нефти уже есть договоренности, даже если об этом и не заявлено публично, кроме того, после мартовских выборов будет возобновлен диалог с китайцами по ценам поставки нефти по этому трубопроводу, который предпочтительнее вести в условиях, когда труба еще не построена и не простаивает».
«В грядущие несколько лет мировая экономика будет снижаться и спрос на углеводороды падать, поэтому нельзя сказать, что из-за оттяжки ввода ВСТО Россия много потеряет. Это больше технический момент и нейтральный для рынка, – считает аналитик ИК «АК Барс» Владимир Рожанковский. – У нас хватает трубопроводных проектов, и задержка с запуском одного из них не так уж и важна с точки зрения бюджета».
Задержка со сдачей первой очереди ВСТО выводит на более масштабные проблемы. По словам Константина Симонова, это, в частности, вопрос комплексного развития и освоения всей Восточной Сибири. «Восточная Сибирь – это стратегический регион, но там сейчас делается очень мало, в то время как в Западной Сибири по итогам прошлого года темпы добычи углеводородов или начали падать, или практически не растут», – говорит эксперт. По его словам, неясно, что будет делать Дмитрий Медведев для того, чтобы переломить негативные тенденции в нефтедобыче и для развития новых нефтедобывающих провинций.
История прокладки ВСТО
Строительство ВСТО началось в апреле 2006 года. Предполагалось, что первая ветка трубопровода мощностью до 600 тыс. баррелей нефти в сутки свяжет Тайшет со Сковородино в Амурской области и будет введена в эксплуатацию к концу 2008 года. Первоначально стоимость возведения ВСТО оценивалась в 6 млрд. долл. Однако в конце 2006 года президент Владимир Путин распорядился перенести ветку нефтепровода подальше от озера Байкал, чтобы устранить любую угрозу экологии уникального озера. Изменение маршрута не могло не сказаться на первоначальных сроках сдачи нефтепровода. Длина первой очереди ВСТО была увеличена на 400 км – до 2,7 тыс. км. Кроме того, с 6 до 12 млрд. долл. выросли затраты на первую очередь ВСТО, что связано не только с удлинением маршрута, но и с ростом цен на материалы и услуги, а также с падением курса доллара.