Сбербанк под нажимом государства во второй раз за текущий месяц меняет в невыгодную для себя сторону процентные ставки. Неделю назад он повысил на полпроцента ставки по некоторым видам рублевых вкладов, а вчера был вынужден снизить ставки по ипотечным кредитам. Такая динамика ведет к сокращению маржи и прибыльности банка. По мнению экспертов действовать себе в убыток Сбербанк заставляет его крупнейший акционер – государство, которое таким образом пытается решать собственные социальные задачи.
Процентные ставки вчера были снижены «по наиболее востребованным населением кредитам», в первую очередь ипотечным, сообщила пресс-служба Сбербанка. Несмотря на незначительность снижения ставки – всего на полпроцента, – эта операция довольно болезненна для Сбербанка, так как проценты по некоторым видам кредитов вплотную приблизились к процентам по наиболее доходным депозитам, что не может негативно не сказаться на зарабатываемой банком марже и его доходности.
В частности, ставка по валютному «Кредиту на недвижимость» и «Ипотечному кредиту» снижена до 11,5% годовых, а по кредиту «Ипотечный+» до 11% годовых. Одновременно, правда, подорожал на 0,5% до 9,5% кредит на покупку нового автомобиля. В то же время сразу на 2,5% – до 13,5% – подешевел валютный кредит «На неотложные нужды».
Напомним, что 17 марта Сбербанк повысил в среднем на те же 0,5% рублевые ставки по депозитам. В результате двухлетние депозиты обеспечат вкладчикам банка от 8,5 до 9,5% годовых. Правда, самые высокие ставки по этим вкладам доступны лишь тем, кто принесет в банк больше 1 млн. руб.
Сбербанк вынужден снижать ставки по кредитам под давлением государства. В ноябре прошлого года глава Сбербанка Герман Греф, наоборот, говорил о неизбежности повышения ставок по кредитам. Однако после того, как две недели назад президент Владимир Путин потребовал от Германа Грефа повысить доступность ипотечных кредитов, выбора у Сбербанка не было. Впрочем, в самом Сбербанке вчера не смогли прокомментировать ситуацию, сославшись на отсутствие на месте руководства, уполномоченного давать такие комментарии.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, Сбербанк, контрольный пакет акций которого находится у государства, вынужден идти на столь дорогостоящие проявления лояльности власти. «Являясь частично государственным банком, Сбербанк не может преследовать исключительно коммерческий интерес, – отмечает аналитик юридической компании «Яковлев и Партнеры» Александр Моховой. – Политика возложения социальных функций на банк, являющийся частично государственным, объяснима и практикуется не только в России». Как следует из основных стратегий, озвученных руководством банка, Сбербанк рассчитывает проводить политику закрепления той доли рынка, которая уже существует, удерживая свои позиции, укрепляя их, но сильно не наращивая активов, отмечает аналитик. При этом взят курс на отказ Сбербанка от статуса «банка-монополиста» при одновременном сохранении устойчивого положения на российском рынке.
Заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова считает, что снижение ставки по ипотеке на полпроцента можно отнести к разряду маркетинговых ходов, призванных компенсировать клиентам сложную процедуру получения кредита в Сбербанке. «Не думаю, что социальная нагрузка, которая на него возложена государством, вырастет настолько, что у банка возникнут какие-либо серьезные проблемы – в конце концов он может заработать на тех же ценных бумагах», – говорит Борзова.
Процесс повышения ставок по вкладам, в свою очередь, продиктован обострением конкуренции между банками в условиях дефицита ликвидности за сбережения россиян. Сбербанку необходимо сохранить за собой вкладчиков, которые вывели из него только в январе около 17 млрд. руб. «Мировой кризис банковской ликвидности привел к беспрецедентному оттоку денежных средств населения из отечественных банков, – поясняет инвестиционный консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Николай Спасский. – Так что действия Сбербанка направлены на минимизацию потерь средств российских вкладчиков. Привлечение банковской ликвидности именно в настоящее время вполне закономерно, так как на март–апрель приходится пик выплат компаний и банков по внешним долгам, одновременно подходит срок уплаты НДС в соответствии с новым законодательством. С повышением ставки рефинансирования внутренние займы стали дороже, а негативные новости от американских банков усложняют получение внешнего кредита».