Эксперты и участники рынка связи считают, что деятельность Россвязьохранкультуры недостаточно эффективна. К такому заключению пришел Московский социологический центр «Экспертиза», который на днях направил в адрес Союза потребителей России (СПР) результаты своего качественного опроса экспертов в области связи и телекоммуникации.
Обращение социологов в СПР не случайно. По словам его председателя, члена Общественной палаты РФ Петра Щелища, в последнее время существенно возросло количество обращений граждан в его организацию, связанных с качеством услуг связи. СПР привлек результаты еще одного экспертного опроса, проведенного в декабре 2007 года компанией COMNEWS по теме «Государственная политика в области связи и телекоммуникации: прозрачность и инструментальная применимость». Большинство экспертов этого исследования, комментируя известный участникам рынка конфликт по поводу решений Россвязьохранкультуры в 2007 году о выделении частот, указывают на необходимость формулирования «более четкой государственной политики». Не случайно эксперты поставили «формирование условий честной конкуренции» со стороны государственных регуляторов всего лишь на 5-е место.
В Союзе потребителей России поддержали озабоченность экспертного сообщества работой чиновников, в обязанности которых входит регулировать рынок связи. В руководстве СПР считают, что государственная политика в этой сфере могла бы стать более четкой, прозрачной и поддерживаемой населением, если бы интересы потребителей услуг связи и телекоммуникаций были поставлены в число ее главных приоритетов. Общественники полагают, что ситуация на рынке связи вполне созрела для того, чтобы обсудить ее на круглом столе с участием всех заинтересованных сторон.
Пока же положение крайне далеко до желаемого. Как полагают эксперты, придание год назад Росохранкультуре функций Россвязьнадзора не привело к существенным улучшениям на рынке связи, а традиционные для ведомства сферы, скажем, охрана памятников, оказались запущенными.
Среди основных претензий к Россвязьохранкультуре, которые респонденты высказали в опросе: неготовность службы полноценно выступать в роли регулятора распределения частот, неэффективность службы в роли регулятора связи и эфира и тенденциозность правил распределения частот.
Лишь 4,5% участников опроса считают, что общая ситуация в России меняется к лучшему, еще 31,8% определили ситуацию как стабильную, остающуюся без существенных изменений.
Негативные оценки существующей ситуации в экономике России, по мнению экспертов, в основном связаны с высокой степенью зависимости бизнеса от регулирующих структур. В отрасли связи и ИТ-бизнеса эксперты видят негативный фактор в сложившейся практике лицензирования.
Об этом, в частности, говорил вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Он подверг критике государственного регулятора за качество организации ведомством конкурсов на получение телекоммуникационных лицензий:
– С конца лета 2007 года правительству неоднократно приходилось рассматривать обращения различных компаний и организаций по поводу ситуации вокруг проведения этих конкурсов, – сказал Нарышкин. – В ряде средств массовой информации даже возникла тема нарушения конкурентных условий и буквально потворства монополистам со стороны основного регулятора в области.
– В сегменте GSM-связи, – заявил Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам», – было и есть достаточно много вопросов, что, в частности, проявилось в недавних судебных разбирательствах с компанией «Сумма Телеком». Пока действительно не видно существенных изменений к лучшему, например роста прозрачности. Впрочем, бизнес показал Россвязьохранкультуре, что он готов бороться за свои права, что может заставить чиновников вести дела более цивилизованно.
– Недавно мы объявили о своих планах систематического мониторинга качества различных услуг связи, – сказал глава СПР Петр Щелищ. По его мнению, сфера связи требует более пристального внимания и со стороны правительства и со стороны общества, так как это одна из наиболее перспективных и развивающихся отраслей экономики.