Вчера все биржи мира отыгрывали принятое накануне Федеральной резервной системой (ФРС) США решение о снижении на 0,75% – до 2,25% учетной ставки межбанковского кредита. Несмотря на то что снижение оказалось менее значительным, чем предполагала часть экспертов, американские и азиатские индексы вчера резко устремились вверх, показав рост в среднем в 3–4%. В то же время биржи в Европе и в России отреагировали на этот призванный смягчить кризис ликвидности и удешевить кредиты шаг значительно более сдержанно. К середине торгов биржевые индексы выросли всего на 0,5%, а к концу торговой сессии они и вовсе ушли в минус.
После того как ФРС сообщила о снижении учетной ставки до 2,25%, царившие последние дни на американских и азиатских биржевых площадках паника и распродажи сменились граничащим с эйфорией бурным ростом котировок. По итогам торгового дня индекс Dow Jones прибавил 3,51%, NYSE – 3,97%, Nasdaq – 4,19%, S&P 500 – 4,24%. Ободренные положительными новостями из-за океана, пошли в рост и азиатские биржи: гонконгский Hang Seng вырос на 2,26%, японский Nikkei 225 – на 2,48%, сводный индекс S&P Asia 50 – на 3,99%. Рост цен на бумаги американских эмитентов привел и к отмеченному впервые за последние несколько дней пусть и незначительному, но все же повышению курса доллара.
В отличие от США и стран Азии в России и Европе решение ФРС США не привело к скачкообразному росту биржевых котировок. На ведущих биржевых площадках курсы акций колебались в пределах от минус 1% до плюс 1%. Закрылись индксы РТС и ММВБ снижением на 0,11 и 0,33% соотвественно.
Столь слабую реакцию на решение ФРС в России и Европе эксперты объясняют тем фактом, что оно уже было отыграно накануне, когда биржевые индексы в этом регионе выросли на 1,5–2,5%. Кроме того, по словам начальника аналитического отдела ITinvest Дмитрия Пушкарева, ситуация в экономике США не настолько хороша, чтобы котировки пошли в уверенный рост, поэтому многие инвесторы в России поспешили зафиксировать прибыль и уйти в «кэш».
Гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова отмечает, что ФРС обладает тремя основными инструментами для регулирования кредитно-денежной политики: изменение учетной ставки, операции на открытом рынке, изменение нормы резервирования. Снижение сразу двух базовых ставок, а до снижения учетной ставки ФРС понизила ставку, по которой она напрямую кредитует банки, было вынужденным шагом со стороны Резервной службы. Отток средств с фондовых рынков на сырьевые привел к резкому падению американской валюты и аномально высоким ценам на нефть и золото.
Низкие проценты призваны улучшить ситуацию с банковской ликвидностью, учитывая списание колоссальных средств со счетов крупнейших инвестиционных банков. В то же время снижение ставок имеет и обратную сторону. Учитывая уровень инфляции в США в 3,1%, реальная процентная ставка оказывается отрицательной. Иными словами, ФРС кредитует банки себе в убыток, лишь бы погасить проблемы с ликвидностью. Такая финансовая политика, по мнению Касьяновой, может привести к увеличению инфляционных рисков. Сохраняется также риск банкротства компаний.
Аналитик Собинбанка Ирина Пенкина считает, что американский рынок вырос не только под впечатлением от действий ФРС, но и под влиянием от публикации отчетности двух крупных инвестиционных банков – Lehman Brothers и Goldman Sachs, – которая оказалась лучше ожиданий аналитиков. По ее мнению, в ближайшее время неопределенность на фондовых рынках сохранится – инвесторы и игроки будут внимательно следить за событиями в финансовой сфере, анализируя статистику и отчетность крупнейших банков. При этом от очередной порции негатива никто не застрахован.