Переход с будущего года в поставках газа на европейские цены, о котором было объявлено неделю назад руководством нефтегазовых компаний Узбекистана, Казахстана и Туркмении, обернется для «Газпрома» существенными потерями. До последнего времени о том, какой станет примерная цена после этого перехода, можно было лишь гадать, однако, судя по впервые опубликованным в понедельник компанией «КазМунайГаз» конкретным параметрам, она при нынешних условиях может составить 290–310 долл. за тысячу кубометров. В этом случае, отмечают эксперты, рентабельность перепродажи центральноазиатского газа будет для «Газпрома» практически нулевой.
По словам главы казахстанского нефтегазового монополиста «КазМунайГаз» Узакбая Карабалина, опубликованным на официальном сайте компании, с января 2009 года цена казахстанского газа, закупаемого «Газпромом», может вырасти на 60–70%. При этом он напомнил, что текущие цены на газ в Европе находятся на уровне 330 долл. за тысячу кубометров, то есть если бы переход был осуществлен сегодня, цена на газ составила бы 290–310 долл. за тысячу кубометров. «Мы должны получать максимальную цену за газ, такой ценой является европейская цена», – подчеркнул Карабалин. Он также отметил, что сегодня «Газпром» закупает карачаганакский газ по цене около 180 долл. за тысячу кубометров.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, нынешняя стоимость казахстанского газа для «Газпрома» в реальности даже несколько выше. «Официально и в каких-либо пресс-релизах этот факт пока не отражался, однако можно уверенно говорить о том, что с января 2008 года Казахстан – единственный из стран Центральной Азии – продает свой газ примерно по 190 долл. за тысячу кубов», – пояснил аналитик, пожелавший остаться неназванным. Однако в любом случае новое повышение окажется куда более существенным, и вряд ли с 2009 года цена газа, поставляемого Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном, будет отличаться. «Если бы речь шла о повышении цены со стороны одного Казахстана, который поставляет порядка 8 миллиардов кубометров в год, «Газпрому» можно было бы не волноваться, – отмечает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Проблема в другом: таких же параметров наверняка потребует для себя и Узбекистан, и, что еще более важно, Туркмения, которая экспортирует более 42 миллиардов кубометров. В этом случае «Газпрому» наверняка придется столкнуться со снижением операционной прибыли». Конкретный масштаб потерь эксперты пока подсчитать затрудняются, но сходятся в том, что дешевого центральноазиатского газа, а с ним и возможности получения сверхприбыли от перепродажи уже не будет. «С будущего года центральноазиатский газ на внутрироссийский рынок уже не пойдет, так что остается надеяться на увеличение добычи и повышение роли независимых производителей, – констатирует старший аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. – Этот газ будет продаваться в Европу и в Украину, но с минимальной, практически нулевой нормой прибыли».
При этом Украина опять станет головной болью для российского концерна – серьезных потерь можно избежать лишь в том случае, если стоимость поставок ей повысится пропорционально повышению газовых цен, что очень маловероятно. В понедельник глава украинского Минтопэнерго Юрий Продан заявил, что на переговорах по поставкам газа на 2009 год Украина поднимет вопрос об увеличении тарифов на транзит газа из России в Европу по своей территории и хранение топлива в подземных хранилищах. «Тарифы должны быть рыночными и предусматривать все расходы», – заявил министр, не уточнив, насколько конкретно будут повышены эти тарифы. Так что Киев газовый вопрос, и без того политизированный, может обострить еще больше.
«Я не исключаю, что Украину в той или иной степени придется дотировать, поскольку такой цены ее экономика просто не вынесет, – полагает Занозин. – В противном случае начнется пересмотр тарифов на хранение топлива в подземных газохранилищах (ПГХ), транзит российского газа в Европу и т.д., что вызовет новую цепочку споров и чревато новыми проблемами с поставкой газа европейским потребителям». С другой стороны, «Газпром» выигрывает в стратегическом плане, сохраняя контроль над центральноазиатскими экспортерами. «Реалистичность альтернативных газопроводов из Центральной Азии в Европу сводится на нет, – считает Хайруллин. – Кроме того, России важно, чтобы этот газ не пошел в Китай, иначе ставится под вопрос строительство другого газопровода в Поднебесную – «Алтай». Отпугнув китайцев новой ценой на газ из Центральной Азии, «Газпром» получил мощный рычаг на переговорах с Пекином по этому проекту».